Инновационный портал
Уральского Федерального округа

WWW.INVUR.RU

Вернуться


» Трибуна Конференции
» (06.09.2005) Управление качеством - путь к повышению конкурентоспособности
>>к оглавлению

Управление качеством – путь к повышению конкурентоспособностик огл.

О. Ю. Бабичева, кандидат экономических наук, доцент (г. Санкт-Петербург)к огл.

Главным фактором выхода экономики из кризиса является улучше­ние качества продукции. Это можно рассматривать как рекомендацию - предварить управление качеством управлением конкурентоспособностью и не разделять их в управлении организацией.

Для России такой подход в управлении весьма актуален. С переходом от административно-командной системы управления к рыночной и к политике либерализации большинство систем управления организациями стали открытыми. Все вопросы, связанные с внешними факторами органи­заций, которые решались государством или отраслевыми министерствами (что производить, кому направлять готовую продукцию и т. п.), теперь надо решать самим организациям. Внешняя рыночная среда конкурентна и для успеха в ней следует иметь конкурентные преимущества. Для России это архиважно потому, что она в ближайшее время вступает в ВТО, выходит на мировые рынки, а зарубежные предпри­ниматели и покупатели придут на национальные рынки.

Необходимость улучшения качества продукции и других объектов сохраняется. В подавляющем большинстве случаев конкурентоспособность прямо пропорциональна качеству. Быть конкурентоспособным - это не только знать, какую продукцию следует производить, а быть способным это делать. Президент РФ уже трижды (1999, 2001 и 2002 гг.) в ежегодных посланиях Федеральному собранию РФ ставит вопрос, что главной целью любого государства является повышение уровня жизни его граждан, а средством достижения ее в рыночных условиях является конкурентоспо­собность продукции (и услуг) этого государства на рынках.

В 2001 году в Правительство России был представлен проект Кон­цепции национальной политики России в области качества продукции и услуг. В данном проекте определяется, что качество продукции - сово­купность характеристик продукции, обусловливающая ее способность удовлетворять установленные и ожидаемые потребности.

Проект Концепции был одобрен, а его положения предложили учесть в разрабатываемой Концепции о конкурентоспособности россий­ской продукции. Без этой Концепции нам пришлось бы постоянно натал­киваться в вопросах управления качеством на нерешенные более общие вопросы стратегического характера.

Особое внимание следует уделить управлению инновационной дея­тельностью предприятия. Оформление и приобретение патентов, лицензий, ноу-хау, профессиональная оценка интеллектуальной собственности и ее использование в хозяйственной деятельности - все это существенным образом влияет на конкурентоспособность предприятия и его продукции. По­этому в рамках системы управления предприятием должны осуществляться:

• мониторинг, позволяющий проводить своевременный анализ конку­рентоспособности производимой продукции;

• анализ новых разработок в профильной области деятельности пред­приятия;

• ситуационный анализ положения предприятия на рынках сбыта;

• принятие решений о совершенствовании производства, в том числе путем внедрения новых технологий;

• определение стратегических направлений инновационной политики предприятия.

Если вопросы управления качеством связаны с текущим и оператив­ным управлением в среде с внутренними факторами, то вопросы конку­рентоспособности связанные с внешней (по отношению к организации, занимающейся управлением качеством продукции) средой, решаются при стратегическом управлении.

Управление стратегическое значительно от­личается от оперативного и текущего. Если, например, в текущем управ­лении качеством для оптимизации управления стараются руководство­ваться стандартами, то при стратегическом управлении специалисты, хо­рошо изучившие конкурентные стратегии и модели, должны разработать свою новую конкурентную стратегию, которую не знают конкуренты, и руководствоваться ею. В связи с выработкой принципиальных судьбонос­ных решений для организации при стратегическом управлении им должны заниматься руководители организации с высокопрофессиональными спе­циалистами, которые отдают себе отчет, что управление - это разумная (на их уровне) деятельность, а не только акты распределения этой дея­тельности или делегирования управленческих полномочий.

Стратегиче­ское управление - это перспективное, прогнозное абстрактное описание будущего фирмы, то есть определение возможных состояний социальной организованной системы на период порядка 5 лет и более. Это может быть вероятностным описанием, многовариантным, предельно упрощенным и малофункциональным. В настоящее время отсутствует математический ап­парат многофакторного анализа и прогнозирования. Прогнозирование - это творческая неформальная субъективная деятельность, осуществляемая в большей степени на интуитивно-логической экспертной основе. В системе стратегического управления это прогнозирование реализуется просто более качественно, на более высоком научно-техническом уровне.

Хороший или, точнее сказать, эффективный менеджмент - это такой менеджмент, который стремится не быть правильным, а делать невозмож­ное. Менеджмент имеет дело не с логикой, а с интересами, поэтому он все время находится в состоянии поиска и поэтому все время развивается тео­рия менеджмента, отражающая наиболее успешные образцы управленче­ской деятельности, лучшую (наиболее эффективную) практику управления.

Стратегическое управление в силу своей сущности как прогнозное представление возможных изменений социальных систем во взаимосвязи с динамикой окружающей среды не дает, да и не может дать, точной и де­тальной картины будущего. "Формируемое в стратегическом управлении будущее желаемое состояние социальных организованных систем - это не Детальное описание динамики ее внутреннего состояния и внешнего ок­ружения, а скорее принципиальные варианты возможных поэтапных проявлений ситуаций, состояний, в которые должна быть переведена соци­альная система в будущем.

Стратегическое управление можно определить как определенную фи­лософию или идеологию динамики социальной организованной системы жизнедеятельности общества в социуме, намечаемую в форме стратегиче­ской политики. Поэтому в целом стратегическое управление - это не функ­циональная, а сугубо творческая коллективная мыследеятельность, обеспе­чивающая системное изменение организованной жизнедеятельности соци­ально-экономических систем различного уровня во взаимосвязи с динами­кой социума.

Поднимая вопрос о стратегическом управлении и конкурентоспо­собности, мы ставим своей задачей участие и способствование масс к уча­стию в решении, поставленной Президентом РФ проблемы - о становлении сильной и конкурентоспособной России.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Управление качеством – путь к повышению конкурентоспособности

О. Ю. Бабичева, кандидат экономических наук, доцент (г. Санкт-Петербург)


При использовании материалов с данного сайта гиперссылка на источник WWW.INVUR.RU обязательна.