Инновационный портал
Уральского Федерального округа

WWW.INVUR.RU

Вернуться


» Трибуна Конференции
» (05.09.2005) Конкурентоспособность территорий новые тенденции и перспективы
>>к оглавлению

О чем говорили на предыдущих конференциях?к огл.

В.Ф. Басаргин, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе:
конкурентоспособность территорий новые тенденции и перспективы
к огл.

Экономические реалии сегодняшнего развития России, вызовы глобального рынка, подготовка страны к вступлению во Всемирную торговую организацию требуют поиска более эффективных форм управления процессами повышения конкурентоспособности предприятий, отраслей, территорий и страны в целом.

Повышение конкурентоспособности любой территории, как и страны в целом, определяется тремя основными составляющими:

Первая - конкурентоспособностью государственного управления, т.е. повышением его эффективности, созданием благоприятного инвестиционного и инновационного климата;

Вторая - конкурентоспособностью предпринимательства: ставка должна быть сделана на новые формы организации деятельности, производства и управления;

Третья - конкурентоспособностью людей, т.е. способность граждан выживать в жесткой конкурентной  среде, работать и зарабатывать.

В рамках Уральского федерального округа насчитывается около 250 научных организаций различного ведомственного подчинения, в которых выполнением научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) занято около 50 тысяч человек. Их деятельность во многом определяет масштабы и динамику модернизации реального сектора экономики УрФО, в том числе инновационная активность предприятий.

Ставка на инновации в конкурентной борьбе представляется более перспективной для хозяйственных руководителей, нежели концентрация внимание на решении других вопросов функционирования предприятий.

Среди отраслей промышленности самая высокая доля предприятий, осуществляющих инновации (около 70%), по-прежнему  сохраняется в химической и нефтехимической промышленности. В целом более высокая инновационная активность характерна для крупных промышленных предприятий (около 60% из них осуществляются в те или иные виды инноваций), обладающих необходимым научно-техническим потенциалом. Среди тех предприятий, которые остаются инновационно пассивными, примерно 1/3 промышленных предприятий не видят необходимости провожить инновационную деятельность, и более 60% объясняют свою пассивность наличием значительных сложностей в осуществлении инноваций.

И все же анализ основных мероприятий по осуществлению инновационной деятельности указывает на то, что структура реализуемых проектов не остается застывшей. Так, в последние годы отмечен некоторый рост распространенности проекто-конструкторских и технологических работ (они проводятся примерно на 80% инновационно активных предприятий), однако наблюдается существенное сокращение доли предприятий приобретающих оборудование (немногим более 60% инновационно активных предприятий), и резкое снижение удельного веса предприятий, осуществляющих освоение и внедрение нововведений (менее 50% инновационно активных предприятий).

Инновационные проекты еще не ориентированы на поддержку конкурентной борьбы, которую становится все труднее вести отечественным предприятиям. Однако зарубежный бизнес свидетельствует, что конкурентоспособность организации за счет повышения уровня своего мастерства и приобретения новых навыков является сегодня важнейшим условием успешного ведения конкурентной борьбы.

Ход рыночных преобразований, однако, убеждает в том, что большинство российских предприятий не готово к ведению конкурентной борьбы. Одним из тормозов на пути становления конкурентного поведения хозяйствующих субъектов является отсутствие систематизированных представлений о том, что является конкурентным преимуществом, как его создать и с помощью каких методов реализовать.

Возможности предприятий конкурировать на определенном рынке зависят непосредственно от конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции, качества всего регионального бизнес-климата.

Главной проблемой, которую необходимо решать промышленным предприятиям для сохранения и расширения своих позиций на внутреннем российском и внешних рынках, остается обеспечение роста конкурентоспособности продукции как за счет снижения издержек производства, так и за счет повышения качества выпускаемой продукции и освоения ее новых видов.

Однако состояние основных фондов, отсталые технологии и непомерно высокие издержки не позволяют большинству предприятий успешно решать эту задачу. Средний возраст основной части машин и оборудования по промышленности в целом превышает 25 лет. Доля «молодого» оборудования, приобретенного после 1995 г., в целом по промышленности не достигает 15%. Подчеркну тот факт, что Уральский федеральный округ среди семи федеральных округов имеет самый высокий коэффициент обновления основных фондов, а среди регионов Уральского федерального округа по состоянию основных фондов выделяются Ханты-Мансийский (13,8 %- коэффициент обновления) и Ямало-Ненецкий (19,3%) автономные округа.

Задача обновления производственного аппарата и роста конкурентоспособности выпускаемой продукции может быть решена только за счет повышения инвестиционной и инновационной активности промышленного сектора.

Я бы хотел отметить факторы, сдерживающие развитие промышленных предприятий. Эти данные получены в ходе опроса промышленных предприятий Свердловской области[8], однако они характерны и для всего Уральского округа.

На первые три места предприятия поставили: недостаток собственных финансовых ресурсов; изношенность и отсутствие необходимого оборудования; высокий уровень налогообложения. И по убывающей: неплатежеспособность потребителей продукции; высокий процент коммерческого кредита; отсутствие или несовершенство законодательной или нормативной базы, нужно сказать, и этот вопрос, в свете новой технической политики государства,  мы должны сегодня обсудить; последний показатель, а он должен быть первым - высокая конкурентоспособность со стороны как отечественных, так и зарубежных предприятий. Нужно отметить, что как раз на основе анализа конкурентной среды, маркетинговых исследований должна строится политика предприятия.

Конкурентное поведение предприятий носит многогранный, разнообразный характер, и выразить ее через какую – либо одну цель практически невозможно. Поэтому при формировании и развитии конкурентных стратегий используется многоцелевой подход. В качестве целей могут выступать завоевание потребительского рынка, увеличение товарооборота, снижение себестоимости продукции, совершенствование каналов сбыта, повышение эффективности управленческой деятельности. Соответственно, выработка конкурентной политики должна предполагать решение таких задач, как детальное исследование потребителького рынка; достижение определенного уровня продаж или установленной доли продаж на одном или нескольких сегментах или рынках; диверсификация производимой продукции; изучение системы сбыта, поставок сырья и технологий конкурентов. Тем самым можно будет говорить о повышении конкурентоспособности промышленных предприятий. Рост конкурентоспособности бизнеса сегодня все в большей степени определяется состоянием деловой репутации предприятия[5], чему, к сожалению, уделяется крайне мало внимания.

Концентрация усилий на конкурентной борьбе является одним из лейтмотивов предпринимательской стратегии.

Третья составляющая – конкурентоспособность  людей.

Роль трудового потенциала в обеспечении и повышении конкурентоспособности региона особо значима. Именно трудоспособное население является фактором эффективности функционирования предприятий, роста объемов вало­вого регионального продукта, определяет общий уровень социально-эко­номического развития региона.

Важнейшей качественной характеристикой состояния трудового потенциала региона является уровень заработной платы работников. По данным Госкомстата России, среднедушевые денежные доходы россиян в 2001 г. составили 3060 руб. При этом среднедушевые денежные доходы населения УрФО в 2001 г. составили 3790 руб. (второе место по РФ после Центрального федерального округа), что на 23,9% превысило общероссийский уровень. Темп роста реальных денежных доходов населения  УрФО в 2001 г. составил 112%, что также превысило общероссийский  уровень (110%)[6]. Между тем 2002 г. характеризовался замедлением темпов экономического роста.                                      

Преодолеть отмеченные тенденции можно с помощью активиза­ции трудового потенциала региона, уровень которого характеризуется такими показателями, как численность трудоспособного населения, состояние его здоровья, общеобразовательная подготовка, профессиональные знания, опыт, социальная активность людей.

 Росту конкурентоспособности рабочей силы должна способство­вать ориентация политики занятости на повышение мобильности ра­бочей силы на рынке труда посредством создания гибкой формы про­фессионального обучения, отвечающей современным требованиям на­родного хозяйства и позволяющей в кратчайшие сроки переучивать  работников.

С ростом конкурентоспособности рабочей силы непосредственно связана и такая проблема, как невостребованность имеющегося обра­зовательного потенциала населения. В УрФО сложился довольно высо­кий образовательный уровень занятого населения, и за период с 1992 г. он постоянно повышался. Доля занятого населения с высшим и сред­ним профессиональным образованием составляет около 50%. В Сверд­ловской области в 2002 г. занятое население только с высшим образованием составляло 36% . Однако, в настоящее время значительная доля образовательного потенциала не востребована (среди безработных 45% люди с высшим и средним специальным образованием).

Активизация «человеческого фактора» с учетом возрастающих социальных потребностей людей – вот два неразрывных компонента, на которые должны ориентироваться руководители.

 И в заключение еще раз необходимо подчеркнуть: качество – это очень важная и фактически основная составляющая конкурентоспособности. Следовательно, необходимо обеспечить гармоничное решение всех проблем, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, предприятий, отраслей, территорий и страны в целом.

И это решение должно основываться только на совместных скоординированных усилиях бизнеса и государства. На внутрифирменном уровне повышение конкурентоспособности достигается за счет улучшения качества продукции, маркетинга, снижения издержек производства.

На государственном уровне повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке должно обеспечиваться за счет слаженных усилий различных министерств и ведомств в рамках единой государственной программы, направленной на создание стимулов для экономического роста.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

О чем говорили на предыдущих конференциях?

В.Ф. Басаргин, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе: конкурентоспособность территорий новые тенденции и перспективы


При использовании материалов с данного сайта гиперссылка на источник WWW.INVUR.RU обязательна.