Инновационный портал
Уральского Федерального округа

WWW.INVUR.RU

Вернуться


» Трибуна Конференции
» (06.09.2005) Обеспечение качества и конкурентоспособности продукции - как инструмент реализации региональной промышленной политики
>>к оглавлению

Обеспечение качества и конкурентоспособности продукции – как инструмент реализации региональной промышленной политикик огл.

С.К.Розанова, кандидат экономических наук, доцент;
Т.Г.Стефанова, кандидат экономических наук, доцент:
к огл.

Проблема стабилизации и последующего развития экономики Рос­сии неразрывно связана с вопросами повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, насыщения рынка российскими товарами высокого качества.

Проблема обеспечения высокого качества продукции предприятиями в условиях конкурентного рынка является основной, так как оно выступает важнейшим конкурентным преимуществом предприятий в неценовых методах конкуренции, которые преобладают в настоящее время на рынках стран с развитой рыночной экономикой.

Обеспечение качества является комплексной проблемой, которая должна решаться не только на уровне всего предприятия и персонала, но и на уровне региона, что соответственно требует системного подхода к ее решению. Организационные основы формирования такого механизма за­ложены в международных стандартах (МС) ИСО серии 9000, определяю­щих требования к системам качества на предприятиях.

Среди современных тенденций в области менеджмента качества в странах с развитой рыночной экономикой следует отметить интеграцию концепции всеобщего (общефирменного) управления качеством (TQM) в практику предприятий. По нашему мнению, для отечественных промыш­ленных предприятий стандарты ИСО могут рассматриваться как основа для реализации TQM на предприятии. При этом МС ИСО устанавливают определенный минимум требований, который должен быть соблюден для обеспечения качества и регулирования отношений между производителем и потребителем.

В целом концепция TQM в отличие от МС ИСО серии 9000 не огра­ничивается строгими требованиями, а представляет руководителям пред­приятий широкий набор конкретных подходов и методов для выполнения требований, установленных стандартами ИСО.

К основным принципам TQM можно отнести ориентацию всей деятельности предприятия на по­требителей, от удовлетворения требований которых зависит успех в ры­ночной экономике; непрерывное совершенствование производства и дея­тельности в области качества; участие всего персонала в решении проблем качества; централизацию усилий в сфере качества в сторону человеческих взаимоотношений; ориентацию на предупреждение несоответствий; обес­печение качества как непрерывный процесс, когда качество конечного объекта является следствием достижения качества на всех предыдущих этапах этого процесса.

Всеобщее управление качеством представляется именно той страте­гией, которая будет определять подходы к менеджменту качества в XXI ве­ке. В этой связи перспективным направлением развития всеобщего управ­ления качеством является использование моделей самооценки на предпри­ятии для получения премий по качеству.

В соответствии с уровнем утвер­ждения и составом участников конкурса премии в области качества можно разделить на следующие группы: премии корпоративных, региональных, общественных организаций, национальные и международные премии.

Корпоративные премии учреждаются руководством крупных компаний и участниками могут быть входящие в них фирмы. Региональные премии учреждаются региональными органами власти. Так, например, во Франции и Ирландии призер национальной премии по качеству выбирается из числа компаний — обладателей региональных премий.

Мировой опыт показал, что премирование в области качества явля­ется средством стимулирования работ по повышению конкурентоспособ­ности посредством ориентирования предприятий на внедрение эффектив­ных методов управления качеством. Между тем эта система должна быть тесно увязана как с государственной политикой в области качества, так и с управлением качеством на самих предприятиях.

Таким образом, в условиях переходной экономики повышение и обеспечение конкурентоспособности национальной продукции является не только проблемой управления на уровне отдельных предприятий, а но­сит национальный характер и может рассматриваться как объект государ­ственного, регионального и муниципального управления.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Обеспечение качества и конкурентоспособности продукции – как инструмент реализации региональной промышленной политики

С.К.Розанова, кандидат экономических наук, доцент;Т.Г.Стефанова, кандидат экономических наук, доцент:


При использовании материалов с данного сайта гиперссылка на источник WWW.INVUR.RU обязательна.