Инновационный портал
Уральского Федерального округа

WWW.INVUR.RU

Вернуться


» Трибуна Конференции
» (06.09.2005) Подготовка кадров в сфере управления качеством товаров и услуг
>>к оглавлению

Подготовка кадров в сфере управления качеством товаров и услуг к огл.

Г.Н.Рыженко, Уральский государственный экономический университет (г.Екатеринбург)к огл.

Стремление к экономическому благополучию современного общества есть не что иное, как стремление к лучшему качеству жизни. Интеграция России в мировое сообщество (в том числе вступление в ВТО) – это необходимость соответствовать не только требованиям международных организаций, но, главное, растущим требованиям потребителей к уровню и качеству предлагаемых товаров и услуг.

Управление качеством – новое направление подготовки кадров высшей школы. В настоящее время 68 вузов России осуществляют подготовку специалистов по специальности «Управление качеством» по пяти специализациям. В УрГЭУ – это специализация «Управление качеством в сфере быта и услуг».

Специалисты, осуществляющие контроль качества готовой продукции, были востребованы в условиях плановой экономики и дефицита товаров и услуг, когда за конечный результат отвечало государство. Такой подход означает потерю до 25-30% вложенных ресурсов. Поэтому еще в 50-е годы ХХ века в Японии и других экономически развитых странах произошел переход к управлению процессами на всех стадиях жизненного цикла продукции: маркетинг, проектирование, производство, продвижение на рынок, эксплуатация и утилизация. В результате Япония по 50 видам продукции занимает более 50% мирового рынка.

В философии менеджмента качества главный акцент делается, во-первых, на маркетинговые исследования обусловленных и предполагаемых потребностей и, во-вторых, на осуществление превентивных затрат на обеспечение требуемого потребителем качества товаров и услуг. При таком подходе все виды потерь резко сокращаются, а доля прибыли, как правило, возрастает с 12 до 17%. Это позволяет компании перейти от стратегии сохранения своей доли на рынке к стратегии роста, используя полученное преимущество в конкурентной борьбе. Общепризнанным в мировой практике основным инструментом обеспечения качества и конкурентоспособности товаров и услуг является разработка и использование системы менеджмента качества.

А поскольку всеобщий менеджмент качества - это управление не только качеством товаров, но и качеством предпродажной подготовки, качеством продаж, качеством послепродажного обслуживания, то становится очевидным, что в ближайшие годы на рынке труда будут востребованы специалисты-менеджеры по управлению качеством в сфере быта и услуг.

Появление на рынке крупных торговых сетей свидетельствует о новой корпоративной культуре и новом менеджменте организации, в том числе менеджменте качества. Предстоящее вступление России в ВТО ускорит эти процессы, поскольку членство в ВТО требует разработки и применения гармонизированных с мировой практикой правил ведения бизнеса.

Для их успешного осуществления нужны специалисты, владеющие современными знаниями, умениями, навыками в области менеджмента качества, ориентированные на постоянное и непрерывное совершенствование всех процессов в организации, партнерские долговременные отношения с поставщиками и потребителями, использование таких рыночных инструментов, как франчайзинг, брендинг, бенчмаркинг и др.

Специалист  по управлению качеством в сфере быта и услуг разрабатывает и участвует в реализации мероприятий по внедрению систем менеджмента качества на основе процессного подхода, анализирует причины неудовлетворительного качества товаров и услуг, разрабатывает и реализует мероприятия по их предупреждению, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, методами экспертизы качества товаров и услуг, всем многообразием средств и методов современного менеджмента качества, навыками принятия управленческих решений в области качества на любой стадии жизненного цикла товаров.

Таким образом, на успех на рынке в ближайшей и долгосрочной перспективе могут рассчитывать те компании и фирмы, которые уже сейчас не только осознали необходимость внедрения систем менеджмента качества, но и первыми осуществят их внедрение, что обеспечит им целый ряд преимуществ. Политика таких компаний в условиях, когда предложение товаров и услуг на рынке многократно превышает спрос, направлена на вытеснение конкурентов. А это требует использования таких рыночных механизмов, как предугадывание потребностей клиентов и рассмотрение качества товаров и услуг как важнейшего фактора конкурентоспособности.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Подготовка кадров в сфере управления качеством товаров и услуг

Г.Н.Рыженко, Уральский государственный экономический университет (г.Екатеринбург)


При использовании материалов с данного сайта гиперссылка на источник WWW.INVUR.RU обязательна.