Инновационный портал
Уральского Федерального округа

WWW.INVUR.RU

Вернуться


» Трибуна Конференции
» (05.09.2005) $500 миллионов на самовывоз
>>к оглавлению

$500 миллионов на самовывозк огл.

Доля машиностроительной продукции в российском экспорте с 2003 года сократилась почти вдвое — с 9% до 4,9% — и продолжает падать. Это произошло как раз в то время, когда заработала программа государственной поддержки промышленного экспорта.

Aвторы программы рассчитывали на прямо противоположный результат. Один из них, замдиректора департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития Вадим Зингман, недавно встретился с экспортерами из Новосибирска. Он пытался выяснить, почему экспортеры упорно не хотят пользоваться преимуществами, которые дает программа. Результат его поразил.

«Региональные экспортеры даже не удосуживаются прочитать нормативные документы, — сокрушается Вадим Зингман. — Постановления правительства о правилах предоставления экспортерам госгарантий вышли в июне и июле. Мы встречаемся в августе, и меня спрашивают, вышли ли такие постановления и где можно их почитать. Отвечаю, что есть «Российская газета», система «Гарант», прочее. В ответ слышу: а вы не могли бы сделать адресную рассылку?.. Я им говорю, что год работает сайт «Экспортные возможности России». Там вывешиваются законодательные и нормативные акты, списки экспортеров, сроки и условия тендеров, информация, связанная с торговыми ограничениями. Отвечают: «Мы знаем про сайт». Спрашиваю: «Заходите?» Отвечают: «Нет». Спрашиваю: «Так что вы хотите от государства?» Тогда отвечают без запинки: «Денег». Любая форма завуалированных денег, те же государственные гарантии, воспринимается настороженно, мол, «как-то это очень сложно»...

Невостребованные гарантии к огл.

Государственные гарантии должны были стать основным механизмом финансовой поддержки промышленного экспорта. В бюджете на 2004 год на это было предусмотрено $500 млн. Механизм не заработал по двум причинам. Первая — длительные межведомственные согласования. «Достаточно посмотреть на даты, — говорит Вадим Зингман. — Правила предоставления госгарантий были приняты 30 июля 2004 года. Приказ Минфина, утверждающий необходимый перечень документов, — 8 сентября, перечень товаров — 21 сентября, перечень стран — 7 октября. Если учесть, что минимальный срок рассмотрения заявки на гарантию — три месяца, становится ясно, почему нам не удалось освоить ни рубля».

Вторая причина — низкая заинтересованность самих экспортеров. Прежде гарантии предоставлялись в рублях, обязательным было наличие суверенной гарантии страны, в которую осуществляются поставки. «Это означает, что если вы хотите поставить что-нибудь в Индию, то вам сначала придется получить гарантию правительства Индии, принести ее в подведомственный Внешэкономбанку Росэксимбанк и только после этого можно рассчитывать на поддержку государства. Вы представляете, как в Индии получить такую гарантию? — говорит Борис Титов, председатель объединенного правления ОАО «Интерхимпром», глава «Деловой России». — Немецкие, итальянские и даже китайские организации, занимающиеся страхованием политических рисков, давно принимают корпоративные гарантии частных банков той страны, в которую поставляется оборудование».

В 2005 году госгарантии дают уже в валюте, и, если у государства, в которое осуществляется экспортная поставка, есть кредитный рейтинг хотя бы одного из рейтинговых агентств, контргарантий не требуется. Правила предоставления гарантий утверждены 29 июля. Списки стран и товаров — еще весной. «Прогресс», — шутит Вадим Зингман. Сейчас на выходе в Росэксимбанке, который определен агентом по программе господдержки, находятся три проекта. Самый подготовленный из них — поставка пассажирских самолетов Ил-96-300 и допоборудования к ним на Кубу. Но Ространснадзор запретил полеты Ил-96-300 после выявления в самолетах конструктивно-производственных недостатков системы торможения (см. рубрику «Прошу слова», с. 44). Так что сделка под вопросом.

Два других проекта: создание и запуск телекоммуникационного спутника «Зухре» для Ирана и участие в тендере на строительство атомной электростанции Белино в Болгарии. Общая сумма госгарантий должна превысить $400 млн.

В бюджете-2006 на финансовые меры поддержки промэкспорта запланирован уже $1 млрд., а Росэксимбанк ведет переговоры по поводу восьми проектов. Но Вадим Зингман сомневается, что в России механизм предоставления госгарантий получит широкое распространение. Большинство наших экспортеров — средние компании, суммы их контрактов не превышают $2—5 млн. Такие экспортеры не видят смысла тратить четыре-пять месяцев на обоснование гарантий, ездить в Москву, стучаться в кабинеты. Причем не факт, что гарантию в результате дадут. ОАО «Ильюшин Финанс Ко», например, занималось проектом поставок самолетов на Кубу с 2003 года.

Экспортеры просят только денег к огл.

В правительстве рассчитывают, что рядовых экспортеров заинтересует другой, более простой финансовый механизм — возмещение процентных ставок по кредитам. Во-первых, речь идет о реальных деньгах. Во-вторых, этим инструментом может воспользоваться каждое предприятие, которое производит и экспортирует любую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Нет преференций производителям, нет конкурсов. Действует календарный метод — кто первый подаст заявку, тот получает возмещение. Но с возмещением процентных ставок может получиться такая же история, что и с госгарантиями в прошлом году. Средства в бюджете предусмотрены, а ответственное ведомство Минпромэнерго до сих пор не подготовило документ, регламентирующий процедуру.

Компании-экспортеры, к которым «Профиль» обратился за комментариями, о планах правительства и программе господдержки экспорта знают только понаслышке: «По телевизору что-то говорил президент»... Но качеством господдержки они все равно недовольны. «Нужно вкладывать деньги в производство. У предприятий нет оборотных средств на то, чтобы покупать нормальное оборудование. Все сегодня в поисках бэушного оборудования 10—15-летней давности, нет даже денег на запчасти, — делится проблемами Юрий Кальян, генеральный директор ЗАО «Мирэкс», экспортирующего ткани. — Основные фонды настолько изношены, что любая экспортная продукция становится неконкурентоспособной. Лет пять назад мы как-то пробивались, а сейчас Юго-Восточная Азия и Китай заполонили все. Они провели полную модернизацию и обновление оборудования и делают качественную недорогую ткань. Наши потребители постепенно переключаются на них». Предприниматель сетует на то, что государство не занимается финансовым оздоровлением предприятий, не компенсирует экспортерам дополнительные затраты, никак не разберется с головной болью всех экспортеров — возвратом налога на добавленную стоимость.

Минэкономразвития разослало предприятиям-экспортерам анкеты с вопросами о том, что мешает экспортировать.

Помимо изношенного оборудования, высокой энергоемкости и транспортных издержек, нехватки квалифицированных кадров и оборотных средств — общих проблем российской перерабатывающей промышленности — главным препятствием для собственно экспорта была названа сложная и крайне невыгодная система возмещения НДС.

Правительство приняло поправки в Налоговый кодекс, ускоряющие возмещение НДС. При наличии гарантии банка правом на возмещение можно будет воспользоваться даже до того, как компания соберет требуемый пакет подтверждающих документов. Проверять его налоговики будут постфактум. Если компания «обманет» государство, возмещенная сумма будет заморожена и изъята с ее счета. По мнению замминистра финансов Сергея Шаталова, это должно улучшить ситуацию со своевременным возмещением налога.

Опоздали на 15 лет к огл.

Изображение “http://profile.ru/picitems/12228_1b.gif” не может быть показано, так как содержит ошибки.Россия, считает Зингман, упустила свой шанс занять нишу промышленной продукции средней технической сложности. В конце 80-х—начале 90-х годов уровень наших предприятий позволял производить недорогие товары длительного пользования: бытовую технику, электрооборудование. Эти товары могли пользоваться довольно широким спросом в странах СНГ, Восточной Европы, Северной Африки, на традиционных рынках советского и российского экспорта. Но государство на тот момент не оказывало производителям и экспортерам никакой поддержки. В результате эту нишу успешно заняли Китай, Корея и Бразилия.

Сегодня наше машиностроение не обладает ни кадровыми, не производственными ресурсами. Говорят, весь потенциал остался в оборонке. На внешнем рынке Россия может конкурировать только в решении точечных вопросов: поставлять комплектное оборудование, продукцию ВПК, строить атомные станции и металлургические комбинаты. Но и это мы начинаем постепенно упускать. Лидер «Деловой России» Борис Титов убежден, что сама по себе программа поддержки экспорта не даст никакого эффекта. Для начала нужно, чтобы российские товары стали конкурентоспособными на внутреннем рынке. А для этого правительство должно принять еще одну программу — повышения конкурентоспособности.

По информации «Профиля», президент уже дал поручение, программа готовится.

Источник: МЭРТ (опубликовано: «Профиль», 2005-08-29).


ОГЛАВЛЕНИЕ

$500 миллионов на самовывоз

Невостребованные гарантии

Экспортеры просят только денег

Опоздали на 15 лет


При использовании материалов с данного сайта гиперссылка на источник WWW.INVUR.RU обязательна.