Флаг и герб Окружная конференция: Активная государственная политика - основа экономического возрождения России  
В начало
Распоряжение
Положение о Совете
Состав Совета
Секции Совета
Конференция

Информационное сообщение о проведении Конференции

Распоряжение
Рабочая группа
Концепция конференции
Секции конференции
Программа Конференции
ПОЛОЖЕНИЕ
о спонсорах III инновационной конференции
Трибуна Конференции
Информация
Законодательство
Аналитика
Полезные ресурсы
- Российские ресурсы
- Зарубежные ресурсы
 
» Конференция
» (28.10.2004) ДОКЛАД:Формирование базовых элементов национальной инновационной системы в Уральском федеральном округе
Версия для печати

ДОКЛАД:
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В УРАЛЬСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Заместитель полномочного
представителя Президента
Российской Федерации
в Уральском федеральном округе
В.Ф. Басаргин

Задачу построения отечественной инновационной системы, поставленную сегодня Главой государства и Правительством Российской Федерации, следует без преувеличения отнести к числу стратегически важных. Она связана с возрастанием роли инноваций как фактора, обеспечивающего технологическую модернизацию производства, высокое качество и конкурентоспособность продукции.

Эта проблема специально рассматривалась на совместном заседании Госсовета и Совета безопасности Российской Федерации 24 февраля 2004 г. В настоящее время в стадии обсуждения находится проект «Основных направлений политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года».

Суть инновационной системы можно охарактеризовать как совокупность эффективно взаимодействующих элементов государственных и негосударственных секторов экономики, которые обеспечивают оперативное преобразование научных знаний в современные технологии, новые материалы и иную конкурентоспособную продукцию.

Основные элементы инновационной системы: это – наука, инновационный сектор производства, образование, ориентированное на подготовку высококвалифицированных специалистов, инновационная инфраструктура, механизмы поддержки инновационной деятельности.

В экономическом отношении сегодня лидируют технологически развитые страны.

Страна

Общий объем
ВВП

Индекс

конкурен-
тоспособ.

К.-во уче-
ных и ИТР

Техноло-

гии

Инновац.
политика

США

1

2

6

1

1

Китай

2

39

44

53

46

Япония

3

21

1

23

12

Индия

4

57

59

66

39

Германия

5

17

11

15

7

Франция

6

20

9

17

6

Канада

10

3

14

2

5

Россия

9

63

3

60

52

Их лидерство – результат продуманной стратегии по созданию инновационно-ориентированной экономики, главным ресурсом которой являются реализованные в новую продукцию знания.

Так, основой построения национальной инновационной системы в США стали инициированные правительством программы поддержки начинающим технологичным компаниям. Во Франции, Германии, Японии принятие широкомасштабных программ развития научно-технологических парков и инновационных центров позволило сформировать мощные опорные «точки» освоения и производства наукоемкой продукции.

Объем мирового рынка высокотехнологичной продукции стремительно растет. Сегодня его величина оценивается в 2,5-3 трлн.долл., к 2015г., по прогнозам, поизойдет удвоение. Вместе с тем доля России на этом рынке находится чуть выше нулевой отметки. В этой связи задача формирования отечественной инновационной системы как основы современного социально-экономического развития для нашей страны имеет особую значимость.

Экономика России остро нуждается в модернизации, идет старение основных фондов, нарастает технологическое отставание.

Финансирование науки за годы реформ сократилось в 15-18 раз. В результате, высокотехнологичный сектор страны оказался отброшенным по уровню развития на 10-25 лет назад. Россия отстает от развитых стран уже на целое поколение техники, идет трансформация производственного сектора в сторону первичных, менее сложных в технологическом отношении производств. По сравнению с 1990г. доля машиностроения и металлообработки в общем объеме производимой продукции страны сократилась с 28% до 17,3%, что ниже порогового уровня экономической безопасности, который составляет 20%.

Резко снизилась за годы реформ доля инновационно-активных предприятий. Если в 80-е годы она составляла 60-70%, от общего числа всех российских промышленных предприятий, то к началу 2000-х годов она уменьшилась более чем на порядок и составила всего 4-5%.

Вместе с тем, научно-технологический потенциал России все еще достаточен, чтобы осуществить технологическую модернизацию производства и обеспечить конкурентоспособность российских товаров. По оценкам экспертов, наша страна до сих пор является мировым лидером по таким перспективным направлениям как лазерные и ядерные технологии, имеет значительные достижения в таких областях, как двигательные установки, специальные и энергонасыщенные материалы и технологии производства новых материалов.

Это очень важно, так как технологии являются огромным ресурсом, позволяющим обеспечить технологическую независимость страны и создавать благоприятные предпосылки для ее успешного экономического развития. Так, «экономическое чудо» Гонконга, Тайваня, Сингапура самым непосредственным образом связано с активным заимствованием этими странами мировых технологий. У нас же имеется ряд собственных уникальных технологий, которые не надо приобретать и за которые не надо платить.

Тем не менее, сегодня в России реально используется в экономике не больше 2% создаваемых научных знаний. И это оборачивается крупным экономическим и стратегическим проигрышем. Если в развитых странах на долю знаний, воплощенных в технологиях, товарных продуктах и образовании в настоящее время приходится 80-95% ВВП, то в России даже в лучшие годы вклад науки в ВВП не превышал 30-40%.

Наукоемкость российского ВВП снижается. В настоящее время она составляет всего 1,3%, в том числе по УрФО – порядка 0,6 %., тогда как к наукоемким принято относить производства, для которых этот показатель составляет не ниже 3,5%, а к высокотехнологичным – не ниже 8,5 %.

Главным препятствием на пути вовлечения научно-технического потенциала в решение задач модернизации российской экономики является существующая разобщенность взаимосвязей хозяйствующих субъектов и научных организаций.

На сегодняшний день в России формируется национальная инновационная система. Это - научный комплекс, высокотехнологичные предприятия ОПК, ряд успешно функционирующих объектов инновационной инфраструктуры (технопарки, инновационные центры и др.). Но пока все эти элементы разрознены, им не хватает объединяющего начала, способного превратить их в действенный инструмент эффективного использования и коммерциализации научных идей.

Сегодня первоначальный этап формирования инновационных систем, связанный с освоением зарубежного опыта, уже пройден. Он показал, что единого рецепта создания инновационной системы не существует. В каждой стране инновационная система должна быть своя, максимально приспособленная именно к ее экономике, науке, особенностям производства, целям и задачам развития, культурно-историческим традициям.

Необходимо перейти к практическому этапу создания инновационной системы в России и ее регионах, поиску механизмов эффективного взаимодействия ее элементов. На федеральном уровне уже предпринят ряд шагов в данном направлении. Как уже отмечалось, подготовлен проект «Основ политики РФ в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»; разработаны «Предложения по совершенствованию государственной политики развития наукоградов и территорий инновационного развития как составных частей национальной инновационной системы». Идет создание наукоградов, федеральных центров трансфера технологий, формируется сеть информационного обеспечения инновационной деятельности.

Однако, учитывая масштабы нашей страны и существенное различие ее регионов по уровню и возможностям социально-экономического развития, а также состоянию научного потенциала, эффективно решить проблему построения в России инновационной системы только из центра просто невозможно. Необходимо активное участие регионов в данном процессе. Формирование инновационной системы России должно стать улицей с двусторонним движением.

 

Для формирования инновационной системы Уральский федеральный округ, по сравнению с другими регионами, обладает рядом преимуществ: значительным научно-техническим потенциалом, мощной сырьевой базой и развитым производственным комплексом. По валовому региональному продукту Уральский федеральный округ сегодня занимает третье место в России. На территориях округа насчитывается 260 организаций, выполняющих исследования и разработки. Количество занятых в этих организациях работников составляет около 54 тыс.чел., в том числе 3,7 тыс. докторов и кандидатов наук.

Ежегодно изобретателям округа выдается порядка 1,2 тыс. патентов на изобретения и свидетельств на полезные модели.

География научно-производственных связей организаций научно-технической сферы округа выходит далеко за его пределы. Многие из них (например, институты Уральского отделения РАН, УГТУ-УПИ, Южно-Уральского университета, ряд других) хорошо известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Удачное сочетание научно-производственных факторов совместно с выгодами географического положения региона позволяют рассматривать Уральский федеральный округ как одну из потенциальных опорных точек инновационного преобразования всей российской экономики.

Важнейшим элементом инновационной системы является правовая база в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В последнее время на территориях Уральского федерального округа этот процесс заметно активизировался. Закон об инновационной деятельности принят в Ямало-Ненецком автономном округе и Курганской области, Концепция инновационной деятельности - в Свердловской и Тюменской областях. В Свердловской, Челябинской, Тюменской областях и ХМАО-Югре уже разработаны, но пока не приняты проекты закона об инновационной деятельности.

Нарабатывается опыт стратегического планирования в научно-технической сфере. Так, в Челябинской области разработан проект «Основ политики Челябинской области по развитию науки и технологий на период до 2010 гг. и дальнейшую перспективу» и «План поддержки инновационного предпринимательства»; а в ХМАО-Югре – проект основных направлений научно-технической политики на среднесрочную перспективу.

В перспективе предстоит работа над законодательством об интеллектуальной собственности. Нерешенность проблем авторских прав на результаты научно-исследовательской деятельности и ряда других являются тормозом для использования научных идей на практике, одна из причин «теневого экспорта» российских технологий и перспективных разработок за рубеж и низкой патентной активности. На сегодняшний день индекс патентной активности (число патентных заявок в расчете на 10 тыс. чел.) в среднем по УрФО составляет всего 1,27 (в РФ - 1,72), тогда как в странах ОЭСР он равен 5,8, а в Японии – 26,9.

Развитие в регионе цивилизованных форм использования создаваемой интеллектуальной собственности поможет улучшить ситуацию. Еще одним перспективным направлением государственной политики территорий Уральского федерального округа по повышению патентной активности может стать заключение соглашений о сотрудничестве с Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Правительство Свердловской области в ноябре 2003 г. уже заключило такое соглашение.

Одной из самых острых для формирования отечественной инновационной системы проблем остается поиск источников для увеличения объемов финансирования в научно-технической и инновационной сфере. Заслуживает внимания опыт по поддержке научно-технической и инновационной деятельности в Свердловской, Челябинской и Курганской областях. В этих регионах уже несколько лет формируются государственные заказы на НИОКР. В Челябинской области предприятиям, реализующим инновационные проекты, часть затрат на оплату процентов по кредитам возмещается за счет средств областного бюджета. В Свердловской области введены льготы по плате за землю для технопарков (плата составляет всего 10% от базовой ставки земельного налога). Имеется опыт грантовой поддержки научных исследований. Уже несколько лет в округе проводится региональный конкурс РФФИ-Урал, а с 2004 г. – РГНФ-Урал. Развивается институт региональных премий и стипендий в сфере науки и техники.

Вместе с тем средств, выделяемых сегодня на поддержку науки, явно недостаточно. Внутренние затраты на исследования и разработки в УрФО составляют 7 млрд. руб. или порядка 0,8% от ВРП округа, тогда как в развитых странах они находятся на уровне 2-3 % от ВВП.

В консолидированном бюджете России затраты на научные исследования и научно-технический прогресс составляют всего 1,3% от общих расходов, а в расходах консолидированных бюджетов регионов УрФО – в среднем порядка 0,14%. В настоящее время общее финансирование науки в России за счет бюджетных средств в 15 раз ниже, чем в США и в 4 раза меньше, чем в Японии. И это при том, что в развитых странах в общем объеме расходов на науку доля бюджетных средств составляет не более 50-25%, а в России бюджетные средства до сих пор являются основным источником финансирования научной сферы.

На перспективу ситуация с финансированием научной и инновационной деятельности в регионах остается сложной. Законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 в Федеральный Закон «О науке и научно-технической политике» внесены изменения, которые существенно сужают полномочия субъектов РФ по поддержке науки, в том числе за счет участия в финансировании региональных проектов РФФИ, РГНФ, ФЦП «Интеграция». Нам необходимо вместе подумать о том, как исправить эту ситуацию.

Наряду с государственной поддержкой, действенным способом активизации инновационных процессов во многих станах мира является венчурное инвестирование. Так, в США создано более 900 венчурных компаний и фондов, которые ежегодно вкладывают в инновационные проекты порядка 35 млрд. долл.

В России в настоящее время действуют около 30 венчурных фондов, но это, главным образом, иностранный капитал.

В 2000г. Правительством Российской Федерации в целях стимулирования развития отечественного инновационного бизнеса организован Венчурный инновационный фонд. С его участием созданы региональные венчурные фонды в ряде субъектов Российской Федерации. У нас в марте 2004г. приступил к работе Южно-Уральский венчурный инновационный фонд «Инновации. Технологии. Развитие».

Учитывая высокий инновационный и инвестиционный потенциал Округа и важность обеспечения многоканального финансирования инновационной деятельности, следует продолжить работу по организации региональных и отраслевых венчурных фондов в субъектах Федерации, входящих в Уральский федеральный округ, в том числе с участием федерального Венчурного инновационного фонда. Для привлечения в инновационную сферу средств частных инвесторов необходимо также обеспечить предоставление им государственных гарантий.

Один из главных элементов инновационной системы – наука, обеспечивающая создание базы и заделов на будущее для производства высокотехнологичной продукции. Сильной стороной округа является развитая сеть организаций академической и отраслевой науки. Уральский федеральный округ занимает пятое место в России по количеству персонала, занятого научными исследованиями. В округе сосредоточено 58 НИИ и 33 структурных подразделений УрО РАН, имеется развитая сеть отраслевых научных организаций. Только в Свердловской области их насчитывается свыше 90.

В этой связи одним из перспективных направлений формирования инновационной системы в округе является создание объектов инновационной инфраструктуры на базе научных организаций. В настоящее время в Екатеринбурге организован Инновационно-технологический центр «Академический», идет становление Центра трансфера технологий на базе Института металлургии УрО РАН.

Представляется весьма перспективным и проект создания совместного Научно-внедренческого центра на базе организаций академической и отраслевой науки Свердловской области. В сфере академической науки имеется много интересных, но не доведенных до практического использования наработок. Отраслевая наука располагает необходимыми кадрами, экспериментальной и проектно-конструкторской базой, которые позволяют быстро и квалифицированно решить эту проблему, включая внедрение и выпуск новой продукции. Создание Научно-внедренческого центра позволит активизировать процесс производства высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, сократить сроки реализации результатов НИОКР и повысить эффективность использования научно-технического потенциала в интересах социально-экономического развития региона.

Представляется целесообразным создание в г.Екатеринбурге на базе некоммерческого партнерства «Уральский объединенный научно-исследовательский и проектно-конструкторский центр металлургии» Федерального центра науки и высоких технологий в области металлургии.

Наличие самых блестящих научных заделов останется на бумаге, если в регионах не будет решена задача повышения инновационной активности предприятий. Без решения этой проблемы создание инновационной системы невозможно. Массовое производство новой качественной высокотехнологичной продукции и насыщенность ею рынка – основа современной конкурентоспособной экономики.

Вместе с тем за годы реформ промышленное производство высокотехнологичной продукции в России сократилось почти в 10 раз. В результате, сегодня российское оборудование по многим параметрам отстает от зарубежных аналогов и не может в полной мере конкурировать с продукцией зарубежных производителей на мировых рынках.

В Уральском федеральном округе доля инновационной продукции в общем объеме промышленных товаров, выпускаемых предприятиями округа, в 2000г. составляла всего 1,5%, в 2001г. – 1,8%. В 2002г. она несколько увеличилась и составила 3,7%. Тем не менее величина этого показателя по-прежнему остается крайне незначительной.

Негативная тенденция – нарастание межведомственной разобщенности производителей и усиление узкокорпоративных интересов. Требует решительных мер ситуация, сложившаяся в нефтегазовом комплексе округа. Являясь крупнейшим потребителем нефтяного оборудования и труб, ТЭК на протяжении ряда лет продолжает снижать закупки отечественных производителей при одновременном росте закупок по импорту. По данным Правительства Свердловской области, на предприятиях региона в 2003 году сокращение производства отдельных видов нефтегазового оборудования, составило от 20 до 70%. Аналогичная ситуация наблюдается в других областям, а также в определенной степени и в вопросе закупок отечественной машиностроительной продукции для российской черной и цветной металлургии.

Решение этой проблемы видится в энергичной инновационной политике, направленной на обеспечение ускоренного и широкомасштабного внедрения отечественных научно-технологических разработок (многие из которых находятся на передовом мировом уровне) в ТЭК, металлургию и другие базовые отрасли российской экономики. В этой связи, представляется целесообразным создание в Уральском федеральном округе ассоциативного объединения крупнейших предприятий ТЭК, металлургии, машиностроения и научных учреждений для координации деятельности по производству современной промышленной продукции для нефтегазового и металлургического комплексов на машиностроительных заводах федерального округа.

Замедленными темпами развивается малое инновационное предпринимательство. Вместе с тем оно является важным элементом современной рыночной экономики, придающим ей мобильность, гибкость, способность оперативно реагировать на меняющийся спрос. В развитых странах малые и средние венчурные фирмы производят более половины всего валового внутреннего продукта, тогда как в России - всего 1-11%. В Уральском федеральном округе в 2002г. насчитывалось 1,4 тыс. малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания (2,5% от общего числа малых предприятий), а их доля в общем объеме выпуска продукции всех малых предприятий составляла лишь 3,1%. При этом по сравнению с 1998г. их число сократилось в 1,6 раз.

Причины замедленного развития инновационного сектора и низкого спроса предприятий на НИОКР – далеко не всегда экономические. В значительной мере они также обусловлены несформированностью в России системы стимулирования инновационной деятельности предприятий, неразвитостью в обществе «вкуса к инновациям». В этой связи представляется необходимым подготовить предложения по совершенствованию экономических методов государственного управления технологическим развитием (системы льгот предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность и иных мер поддержки).

Одним из элементов инновационной системы округа должны стать высшие учебные заведения. В округе более 70 вузов (включая негосударственные). Многие из них принимают активное участие в выполнении федеральных и межвузовских научно-технических программ. В настоящее время большое внимание уделяется формированию учебно-научных инновационных комплексов. Один из таких комплексов создан на базе УГТУ-УПИ – крупнейшего технического вуза России. Создание таких центров при вузах региона позволит вовлечь в инновационный процесс преподавателей высшей школы, аспирантов и студентов, обеспечить единство учебного, научного и инновационного процессов и подготовку кадров по перспективным для региона направлениям.

Особую важность для создания в УрФО инновационной системы является формирование на территориях округа очагов инновационной активности.

Сегодня в Уральском федеральном округе уже функционирует 6 научно-технологических парков (из них 5 – в Свердловской и один в Челябинской области). Разрабатывается проект создания инновационного центра в ХМАО-Югре. В ЯНАО также запланировано в 2004 г. выделить из окружного бюджета 200 тыс. руб. на создание инновационного центра. Имеются хорошие перспективы для дальнейшего развития наукоградов и технопарковых структур на базе городов и предприятий ОПК, ведь именно здесь сосредоточена значительная доля научно-технического и инновационного потенциалов округа.

Но объекты инновационной инфраструктуры округа в настоящее время разрознены по ведомствам, слабо связаны между собой. В целях реализации в дальнейшем сетевого принципа организации инновационной инфраструктуры как необходимого условия эффективного функционирования инновационной системы, следует в ближайшее время провести инвентаризацию и оценку эффективности деятельности инфраструктурных объектов округа. Это поможет сконцентрировать усилия на формировании недостающих структур и взаимосвязей, обеспечивающих ускорение инновационного цикла.

Наиболее популярной формой пропаганды инновационных продуктов сегодня являются научно-технические выставки. В округе они проводятся регулярно. Наиболее активна в этом отношении Свердловская область. На базе Челябинского Центра научно-технической информации действует постоянная выставка «Интеллект, инновации, инвестиции». Ряд инновационных проектов округа отмечены медалями и дипломами престижных российских и международных выставок. Регулярно проходят выставки вооружений в Нижнем Тагиле. В рамках третьей Окружной конференции по инновационному развитию сегодня также открылась уже ставшая традиционной научно-техническая выставка.

Но выставки – мероприятие разовое. Пора энергичнее переходить к созданию в регионах постоянно действующих информационных, маркетинговых и иных специализированных центров по обслуживанию субъектов инновационной деятельности. Работа в этом направлении в округе уже ведется. Так, в Курганской области уже создан Курганский региональный центр обеспечения качества и конкурентоспособности; при Администрации Свердловской области также действует Центр делового сотрудничества, который занимается инвестиционно-инновационной деятельностью. Есть предложения по развитию Уральского Дома техники как комплексного объекта инновационной инфраструктуры, включающего технопарковую зону, информационно-образовательный центр и центр трансфера технологий.

В целях ускорения процесса продвижения перспективных научных разработок РАН и отраслевой науки в практику представляется также целесообразным подумать о создании в Уральском федеральном округе информационно-аналитической системы РАН и отраслевых институтов о результатах перспективных для практики исследований и разработок.

И, наконец, вопросы совершенствования управления инновационной деятельностью. В контексте формирования в Уральском федеральном округе инновационной системы важной задачей является создание и эффективная работа специальных органов по управлению научно-технической и инновационной деятельностью. В настоящее время они есть во всех субъектах Федерации, входящих в Уральский федеральный округ. Не менее важным является также формирование окружных структур поддержки научно-технической и инновационной деятельности.

В конце 2003 г. был создан Совет по научно-технической политике и инновационной деятельности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, в состав которого вошли как представители региональных органов власти, так и научных кругов. Создание этого Совета - важный организационный момент для обеспечения координации и взаимосвязи между элементами инновационной системы округа. Следующим логическим шагом может стать создание Окружного информационно-маркетингового центра.

Анализ процессов формирования в УрФО инновационной системы позволил выявить ряд нерешенных проблем. Наиболее неотложными из них сегодня являются:

  • обеспечение многоканального финансирования научно-технической и инновационной деятельности;
  • преодоление разрозненности, автономности имеющихся элементов инновационной системы, восстановление и укрепление связей между наукой и производством;
  • развитие инфраструктуры, обеспечивающей передачу технологий в практику;
  • разработка эффективных мер стимулирования инновационной активности.
  • Успешно решить эти проблемы можно только сообща, объединив усилия ученых, производственников, органов власти, предпринимательских и финансовых структур. Уверен, что III Окружная конференция по инновациям делает новый шаг не только в постановке, но и в поиске путей решения проблем построения на территориях Уральского федерального округа инновационной системы - фундамента современной эффективной экономики.


     
    Конференция проходит по инициативе Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе
    Латышева Петра Михайловича
    Спонсоры

    Генеральный спонсор конференции

    ОАО ''УралСвязьИнформ''

    Спонсоры конференции

    Свердловский областной союз малого и среднего бизнеса

    Информационные спонсоры конференции:

    Интерфакс-Урал
    Эксперт-Урал
    ТехСовет
    Деловой Урал
    Действующие лица
    Губернский деловой журнал


    ПОЛОЖЕНИЕ
    о спонсорах III инновационной конференции
    Организаторы
    1. Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе

    2. Российская академия наук
      Уральское отделение РАН
    3. Министерство образования и науки Российской Федерации
    4. Правительство Свердловской области
    5. Администрация г.Екатеринбурга
    6. Российский фонд фундаментальных исследований
    7. Совет ректоров вузов Уральского федерального округа
    8. Экономический комитет по программам развития Уральского региона
    9. Фонд поддержки стратегических исследований и инвестиций Уральского федерального округа
    Рейтинг@Mail.ru
    Рейтинг ресурсов "УралWeb" Rambler's Top100