ИНВУР - информационное агенство

Инновационный портал
Уральского Федерального округа

Наши проекты:


  
Расширенный поиск

подписка

Subscribe.Ru
Новости сайта инновационный портал УрФО
Рассылки@Mail.ru
Новости инноваций. Рассылка инновационного портала УрФО
 
важно!
 
полезно!
награды
 
 
 
 
 

партнеры
Официальный портал Уральского Федерального округа
Официальный портал
Уральского Федерального округа
Межрегиональный некоммерческий фонд наукоемких технологий и инвестиций
Межрегиональный некоммерческий фонд наукоемких технологий и инвестиций

Ежедневная газета ''Новости Сочи''.
Ежедневная газета
''Новости Сочи''
 
Институт Экономики УрО РАН
Инновации

» Наши партнеры »


Сейчас на сайте:
98 чел.

Инвестиции



    Сайты Уральского Федерального округа

    Дождь инвестиций прольется на Россию?

    В декабре 2003 г. на конференции Энергетической хартии в Брюсселе был представлен доклад по инвестиционному климату и структуре рынка в энергетическом секторе России. Документ, разработанный Минэнерго РФ, МЭРТ РФ и Бюро экономического анализа, дает цельную картину по состоянию на конец 2002 г., после чего произошло важное событие - агентство Moody's впервые присвоило России инвестиционный рейтинг.

    Мы публикуем выдержки из доклада, который предоставило редакции Минэнерго РФ.

    Статистика привлечения иностранных инвестиций в РФ.

    Россия не относится пока к числу стран, наиболее успешно привлекающих иностранные инвестиции. По сведениям ЮНК-ТЛД, объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ), привлекаемых Россией, не превышает 0,3% общемирового их объема. По данным Госкомстата РФ к концу 2002 г. объем накопленного иностранного капитала в России составил 42,9 млрд долл. В структуре иностранных инвестиций в Россию в настоящее время доминируют т.н. «прочие» инвестиции, в основном состоящие из различного рода кредитов (77,4% в 2002 г.), за ними следуют прямые инвестиции (20,2%) и замыкают список портфельные капиталовложения (2,4%). ПИИ по составу подразделялись па взносы в капитал (32%), кредиты, полученные от зарубежных совладельцев (53%), и прочие ПИИ (15%).

    Главными объектами иностранного инвестирования в России являются промышленность и торговля. На долю промышленности в 2002 г. пришлось 7332 млн долл. иностранных инвестиций (37,1%), а торговли и общественного питания 8805 млп долл.(44,5%), в т.ч. внешняя торговля - 4438 млн долл. (22,4%). Среди отраслей промышленности по объему привлеченных иностранных инвестиций первое место в 2002 г. занимали черная и цветная металлургия (2469 млн долл. или 33,7% всех иностранных инвестиций в промышленность). Второе место занимали отрасли топливно-энергетического комплекса (ТЭК), на долю которых пришлось 27,4% всех иностранных капиталовложений в промышленность (2007 млн долл.). На третьем месте была пищевая промышленность (1210 млн долл. или 16,5%). На долю машиностроения и металлообработки пришлось 490 млн долл. (6,7%).

    Иностранные инвестиции в ТЭК направляются в основном в добычу нефти, а не в электроэнергетику. На долю нефтедобывающей промышленности в общем объеме привлеченных иностранных инвестиций в ТЭК в 2002 г. пришлось более 95%.

    Развитие нефтяной отрасли предусматривает, в первую очередь, оптимизацию всех элементов государственной экономической политики (налоговой политики, регулирования недропользования, поддержки малого и среднего нефтяного бизнеса) в целях обеспечения более рациональной структуры нефтедобычи, добросовестной конкуренции на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов, уравнивание условий хозяйственной деятельности всех субъектов рынка, принятие стабильных и прозрачных правил пользования трубопроводами и доступа к мощностям нефтепереработки. Перспективным направлением государственной политики является стимулирование инвестирования избыточного капитала нефтяных компаний в инвестиционно-дефицитные сферы экономики, поддержка развития нефтеперерабатывающего комплекса, отказ от мер краткосрочного административного регулирования рынка нефти в пользу долгосрочных механизмов государственной политики.

    Структурная политика в газовой промышленности будет направлена па создание условий для обеспечения надежного газоснабжения страны. С этой целью будет реализован комплекс мер по повышению эффективности корпоративного управления ОАО «Газпром», рационализации использования ресурсов,

    стимулированию разработки новых газовых месторождений, в первую очередь, независимыми производителями, демонополизации системы внутренней торговли и развитию инфраструктуры внутреннего рынка газа, осуществлению конкретных мероприятий по его либерализации.

    В ближайшей перспективе реформирование ОАО «Газпром» путем выделения из него независимой газотранспортной компании не планируется, и основными видами деятельности этой транснациональной компании остаются добыча газа, его транспортировка и распределение (наряду с ГРО), а также продажа газа потребителям. Тем не менее Программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), принятой 10 июля 2001 г., предусматривается возможность финансового и организационного выделения в составе ОАО «Газпром» транспортной компании. В будущем возможно также выделение Центрального производственно-диспетчерского управления.

    Развитие Единой системы газоснабжения будет осуществляться на основе комплексной программы реконструкции и развития газотранспортных сетей в увязке с намечаемыми объемами добычи газа на новых месторождениях и географическим размещением предполагаемых потребителей, при участии независимых производителей газа, усилении государственного контроля и поддержки развития ЕСГ. Одной из важнейших задач реформирования газовой отрасли является создание таких условий, при которых независимые газовые и нефтяные компании вкладывали бы свои средства в развитие ЕСГ и при этом получали бы доступ к магистральным газопроводам в достаточной для них степени. Другой важной проблемой является выработка порядка участия газовых и нефтяных компаний в экспорте газа на условиях, при которых соблюдаются интересы государства в целом и обеспечивается приемлемый для РФ уровень экспортных цен на газ.

    Цели реформирования и развития конкурентного рынка газа достижимы в длительный срок, выходящий за пределы среднесрочной политики. С этой целью будет определена, исходя из принципа покрытия обоснованных текущих и инвестиционных затрат, прогнозная динамика среднего повышения регулируемых цен на газ. Так, уже к 2004 г. цена на газ в регулируемом секторе рынка может составить 22-23 долл./тыс.м3, а к 2010 г. -31-34 долл./тыс.м3, а в нерегулируемом секторе рынка 43-45 долл. и 55-60 долл./тыс.м3, соответственно. В конце 2002 - начале 2003 гг. резко повысился интерес к реформированию газового рынка в России. Предложения о реформировании ОАО «Газпром» изучаются правительством РФ.

    Перспективы инвестирования в нефтегазовую промышленность для иностранных инвесторов. Инвестиционная политика развития ТЭК, согласно Энергетической стратегии, предусматривает решение двух задач: наращивание объема инвестиций и изменение их структуры. Инвестиционные потребности нефтегазовой промышленности на перспективу до 2020 г. составят:

    эффективного экономического и организационно-правового регулирования деятельности в области СРП политика РФ будет реализовываться в следующих направлениях:

    в нефтяной отрасли - 230-240 млрд долл. источником финансирования явится собственный капитал нефтяных компаний, средства инвесторов;

    в газовой отрасли - от 170 до 200 млрд долл. (с учетом 35 млрд долл. на реализацию программы освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, до 70 млрд долл. на реализацию программы освоения месторождений п-ова Ямал). Основу этих средств составят инвестиции ОАО «Газпром» и независимых производителей газа.

    Различные режимы недропользования, в т.ч. соглашения о разделе продукции (СРП), а также договоры концессии, заключаемые государством с частными инвесторами как отечественными, так и иностранными, будут важным инструментом государственной инвестиционной политики. Режим СРП является не альтернативой национальному налоговому режиму, а способом обеспечения разработки месторождений с неясными перспективами в отношении рентабельности. Для осуществления

    уточнение и детализация стратегии применения режима СРП в РФ;

    упрощение процедур заключения СРП, жесткая регламентация процедур и сроков принятия решений для российских органов исполнительной власти, вовлеченных в процессы подготовки и реализации проектов СРП; поэтапное формирование системы «одного окна» для инвесторов;

    обеспечение прозрачности реализации СРП путем реформирования системы бухгалтерского учета, совершенствование контроля за реализацией СРП;

    предоставление прав пользования недрами на условиях СРП преимущественно на конкурсной основе.

    Рассматривается возможность принятия концессионного закона, в котором будет зафиксирована возможность предоставления государством частному инвестору (российскому и иностранному) исключительных прав на пользование государственной и муниципальной собственностью, являющейся предметом договора между государством как собственником и частным инвестором. Передача прав будет осуществляться на возмездной основе и на различные сроки, включая возможность осуществления долгосрочных концессий. В законе также будет закреплен механизм определения стоимости предоставляемых исключительных прав и схемы распределения концессионных платежей, цели концессионирования, что создаст предпосылки для сбалансированности интересов сторон. В закон будут включены положения о неизменности правовых условий реализации проектов и другие государственные гарантии.

    Инвестиционная привлекательность нефтедобывающей отрасли, в первую очередь ВИНК, будет обусловлена увеличением «прозрачности» компаний и улучшением корпоративного управления, хорошей производственной диверсифицированностью, уменьшающей рыночные риски для этих компаний, а также проведением ВИНК политики территориальной диверсификации.

    «Мировая энергетика»

 
Индекс Цитирования Яndex Rambler's Top100
дизайн, программирование: Присяжный А.В.