ИНВУР - информационное агенство

Инновационный портал
Уральского Федерального округа

Наши проекты:


  
Расширенный поиск

подписка

Subscribe.Ru
Новости сайта инновационный портал УрФО
Рассылки@Mail.ru
Новости инноваций. Рассылка инновационного портала УрФО
 
важно!
 
полезно!
награды
 
 
 
 
 

партнеры
Официальный портал Уральского Федерального округа
Официальный портал
Уральского Федерального округа
Межрегиональный некоммерческий фонд наукоемких технологий и инвестиций
Межрегиональный некоммерческий фонд наукоемких технологий и инвестиций

Ежедневная газета ''Новости Сочи''.
Ежедневная газета
''Новости Сочи''
 
Институт Экономики УрО РАН
Инновации

» Наши партнеры »


Сейчас на сайте:
20 чел.

Новости



2018-06-13 Перцептивные перегрузки

Ученые обнаружили обонятельную «слепоту невнимания»

Theo Crazzolara / flickr Theo Crazzolara / flickr

Британские психологи обнаружили слепоту невнимания (эффект, при котором из-за перцептивной загрузки нерелевантная информация игнорируется) в обонятельной системе. В эксперименте выяснилось, что при использовании визуального внимания, в зависимости от сложности задания, человек может не заметить внезапно возникший запах. Эффект предложили назвать аносмией (потерей обоняния) невнимания. Статья доступна на сайте Сассекского университета и принята к публикации в журнал Psychological Science.

В 2004 году гарвардские психологи Дэниел Симонс (Daniel Simons) и Кристофер Шабри (Christopher Chabris) получили Шнобелевскую премию за изучение процессов внимания: в серии экспериментов они показали, что, когда человек занят определенной задачей, невидимым может стать даже самый необычный стимул (например, горилла). Этот эффект называется «слепотой невнимания» (англ. inattentional blindness) и его эффект не связан с патологиями зрения, а объясняется исключительно психологически: при сосредоточении внимания на одной задаче зрительное восприятие «слепнет» к раздражителям из-за перцептивной перегрузки.

Слепоту невнимания чаще всего изучают с использованием зрительных (реже — звуковых) стимулов. Софи Форстер (Sophie Forster) из Сассекского университета и Чарльз Спенс (Charles Spence) из Оксфордского университета предположили, что слепота невнимания может переноситься и на обонятельную систему. Для того, чтобы это проверить, они провели эксперимент, в ходе которого участникам (всего их было 40) необходимо было найти определенный стимул (букву) на экране: либо среди геометрических фигур, либо среди букв. Во время выполнения задания в комнате появлялся отчетливый и сильный запах кофе, о наличии которого участников спрашивали после прохождения эксперимента.

Выделенность стимула напрямую зависит от окружающей его информации: если и стимул, и отвлекающая информации гетерогенны, то сложность возрастает. Использовав два типа отвлекающей информации, ученые смогли изучить, как на распознавание обонятельного стимула влияет степень перцептивной перегрузки: высокая (при поиске буквы среди букв) и низкая (при поиске буквы среди фигур).

Ученые выяснили, что более 40 процентов участников не замечают запаха кофе в том случае, если задание на визуальный поиск связано с высокой перцептивной нагрузкой. Ученым также удалось реплицировать результаты на другой выборке добровольцев: второй эксперимент был идентичен первому, однако из эксперимента убрали вопросы на внимание (обычно их вводят для того, чтобы убедиться, что участник в действительности выполняет задание), а финальный опрос проходил не в устной форме, а письменной.

Возникновение слепоты невнимания во многом зависит от загруженности вовлеченной в процесс перцептивной системы. Ученые показали, что тот же самый эффект возникает и в том случае, если ингибированная информация имеет другую модальность — то есть подается через другой перцептивный канал, в данном случае — обоняние. Именно из-за того, что в эксперименте использовались две перцептивные модальности, назвать полученный эффект «аносмией» все же нельзя: авторам, однако, удалось показать, что эффект перцептивной слепоты может существовать вне распространенных каналов восприятия (то есть зрительного и слухового), а также — совмещать их вместе.

Количество окружающих нас объектов обычно намного больше, чем мозг способен обработать одновременно: из-за этого при визуальном поиске, в соответствии с ранее известной информацией, ненужная информация эффективно игнорируется. Недавно, однако, ученые выяснили, что отвлекающая информация может и помочь найти нужный объект, но только в том случае, если встречается достаточно часто.

Автор: Елизавета Ивтушок

Источник:

nplus1.ru

август 13-20 << пн / вт / ср / чт / пт / сб / вс / >>
 
Индекс Цитирования Яndex Rambler's Top100
дизайн, программирование: Присяжный А.В.