ИНВУР - информационное агенство

Инновационный портал
Уральского Федерального округа

Наши проекты:


  
Расширенный поиск

подписка

Subscribe.Ru
Новости сайта инновационный портал УрФО
Рассылки@Mail.ru
Новости инноваций. Рассылка инновационного портала УрФО
 
важно!
 
полезно!
награды
 
 
 
 
 

партнеры
Официальный портал Уральского Федерального округа
Официальный портал
Уральского Федерального округа
Межрегиональный некоммерческий фонд наукоемких технологий и инвестиций
Межрегиональный некоммерческий фонд наукоемких технологий и инвестиций

Ежедневная газета ''Новости Сочи''.
Ежедневная газета
''Новости Сочи''
 
Институт Экономики УрО РАН
Инновации

» Наши партнеры »


Сейчас на сайте:
59 чел.

Новости



2013-06-14 ГОСТ может вернуться

Стандартизация повысит конкурентоспособность, но не сразу

Текст: Елена Березина
Минпромторг внес на рассмотрение правительства законопроект "О стандартизации". "Закон позволит внедрить правоприменительную практику международных стандартов, которые обеспечат призвание результатов оценки соответствия российских товаров мировым требованиям. Это будет способствовать росту конкурентоспособности наших производителей на глобальном рынке и повышать эффект от вступления в ВТО", - заявил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. По его словам, модернизация национальной системы стандартизации является важнейшим направлением адаптации российской промышленности к нормам ВТО. Уже практически завершена работа над постановлением о перечне товаров, по которым планируется налагать ограничения на госзакупки импортной продукции, имеющей российские аналоги. Эта мера призвана поддержать российского производителя и не будет противоречить нормам ВТО.

Теоретически наличие авторитетного, признаваемого на международном уровне, сертификата соответствия позволило бы российской продукции, прошедшей такую сертификацию, более успешно конкурировать на международном рынке. Однако такого сертификата в настоящее время нет. И до его создания, видимо, еще далеко.

Сегодня главная задача стандартизации заключается в том, чтобы привести все нормы в соответствие с требованиями ВТО, а также установить единое правовое пространство и понятийный аппарат в рамках ЕврАзЭС, прояснил ситуацию "Российской бизнес-газете" Вадим Ткаченко, советник председателя совета директоров АКГ "Градиент Альфа" по правовым вопросам:

- Сам законопроект никак не повышает конкурентоспособность, потому что устанавливает лишь общие требования и нормы о стандартизации. А дополнительные вопросы, связанные со стандартизацией и требованиями, будут устанавливать органы в сфере стандартизации. Нормы в этой сфере, конечно, могут повысить или понизить конкурентоспособность, но принимаемые в соответствии с законопроектом о стандартизации нормы могут устанавливать такие требования, которые заведомо не смогут выполняться организациями.

Одна из задач законопроекта - помочь развитию малого и среднего бизнеса в стране. Правда, как именно, пока неясно ни бизнес-сообществу, ни экспертам.

- Разработка единых стандартов ничем не поможет малому и среднему бизнесу. Для того чтобы потребитель отнесся с доверием к фразе "данный товар соответствует национальному стандарту", и, как следствие, более активно покупал такую продукцию, сначала должно выработаться определенное доверие к указанному стандарту.

То есть должна быть широко распространена информация, что данное соответствие означает качество, надежность. Так что, видимо, сначала придется рекламировать саму стандартизацию, а потом уж товары, ее прошедшие, - полагает Дина Фаева, юрист юридической компании "Хренов и партнеры".

Пессимистично настроен и Вадим Ткаченко, который уверен, что МСБ поможет не стандартизация, а преференции и льготы:

- Стандартизация и закон в этой сфере могут только установить общие правила для продукции того или иного производителя. Поэтому как к таковому развитию данный законопроект не приведет. В лучшем случае поможет снизить риски некачественной продукции или обвинений теми или иными госорганами в том, что данная продукция является несоответствующей стандартам и характеристикам. Еще один плюс, который может быть в результате принятия законопроекта, это установление единых правил для госконтрактов, тендеров, конкурсов, так как более полноценно будет описываться объект закупки и его соответствие стандартам и нормам.

- Введение стандартизации может благоприятно сказаться на малом и среднем бизнесе в том плане, что у них будут четкие стандарты, которыми можно руководствоваться при проведении государственных тендеров, общении с госструктурами. Власти установят правила, на которые будут ориентироваться предприниматели. При правильном использовании этот закон исключит двойное трактование при производстве той или иной продукции, - считает аналитик ИФК Солид Гульназ Галиева. - Понятно, что многие будут это воспринимать как возврат к ГОСТ, принятый в советское время, но, по крайней мере, будет понятно, какие требования предъявляются к компаниям. И тем же производителям стройматериалов будет проще общаться с крупными заказчиками, если они покажут, что работают по госстандартам.

В проекте закона "О стандартизации в РФ" есть такое интересное нововведение, как предварительные национальные стандарты. Их как раз и планируется разрабатывать для целей освоения принципиально новых технологий, выпуска новых видов продукции. К сожалению, проект закона не конкретизирует, а как, собственно, можно разработать стандарт к тому, что по сути своей является нововведением, то есть чем-то отличным от стандарта. Есть в документе и другие "сырые" положения. Например, непонятно, каким образом будут применяться принципы добровольности стандартизации. Не до конца проработана деятельность правительства по формированию сводов правил стандартизации, а также применение локальных актов в организациях, которые устанавливают стандарты.

- К сожалению, показалось, что проект в целом еще не слишком готов. Слишком много вопросов возникает после его изучения, - говорит Дина Фаева. - Например, он устанавливает добровольное применение стандартов. И тут же вводит исключение: "Соблюдение требований национальных стандартов становится обязательным, если это установлено в нормативных правовых актах". При этом не конкретизируется, в отношении каких областей хозяйственной деятельности будут приниматься такие нормативные правовые акты. Что это будут за акты: законы, постановления правительства или приказы федеральных органов власти? Какова будет ответственность за несоблюдение таких стандартов, какой именно орган будет вправе контролировать их соблюдение? Есть вопрос с изданием и распространением стандартов. В частности, проект закона определяет, что свободному доступу подлежат национальные стандарты, обязательные к применению. И тут же сделана оговорка, что порядок свободного доступа будет определяться федеральным органом исполнительной власти, ответственным за стандартизацию. Получается, что доступ к обязательным стандартам будет не такой уж и свободный. Неясно, как будет финансироваться стандартизация. Например, за федеральными органами исполнительной власти закреплена обязанность разрабатывать своды правил, устанавливающие технические правила, процедуры проектирования, строительства, перевозки и пр. Однако в статье, посвященной финансированию работ по стандартизации из средств федерального бюджета, такой вид работ, как разработка свода правил, не значится.

В общем, эксперты единодушны: законопроект требует более тщательной проработки.


"Российская Бизнес-газета" - Новое законодательство
июль 17-24 << пн / вт / ср / чт / пт / сб / вс / >>
 
Индекс Цитирования Яndex Rambler's Top100
дизайн, программирование: Присяжный А.В.