ИНВУР - информационное агенство

Инновационный портал
Уральского Федерального округа

Наши проекты:


  
Расширенный поиск

подписка

Subscribe.Ru
Новости сайта инновационный портал УрФО
Рассылки@Mail.ru
Новости инноваций. Рассылка инновационного портала УрФО
 
важно!
 
полезно!
награды
 
 
 
 
 

партнеры
Официальный портал Уральского Федерального округа
Официальный портал
Уральского Федерального округа
Межрегиональный некоммерческий фонд наукоемких технологий и инвестиций
Межрегиональный некоммерческий фонд наукоемких технологий и инвестиций

Ежедневная газета ''Новости Сочи''.
Ежедневная газета
''Новости Сочи''
 
Институт Экономики УрО РАН
Инновации

» Наши партнеры »


Сейчас на сайте:
86 чел.

Нормативно-правовая база



24 февраля 2004 года,
Москва, Кремль

Вступительное слово на совместном заседании Совета Безопасности и президиума Государственного совета

В.ПУТИН:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня нам предстоит рассмотреть состояние дел в инновационной сфере. По сути, речь идет о стратегии качественного роста нашей экономики, промышленности, науки. В конечном счете – о формировании полноценной инновационной политики государства.

В таком системном виде этот вопрос мы рассматриваем впервые. Несмотря на то что за последние годы был принят целый ряд серьезных решений, качественных сдвигов, к сожалению, в этой сфере пока очень мало.

Совет Безопасности и другие структуры также не раз обращались к проблемам поддержки науки и образования. Были определены важнейшие приоритеты в технологическом развитии.

Хочу вас проинформировать: мы об этом говорили недавно на Совете по науке при Президенте России. Я тогда обещал, что будут приняты соответствующие, пока небольшие, но все-таки знаковые решения. Могу вас проинформировать, что мною только что подписан указ о материальном поощрении ученых и конструкторов, внесших большой вклад в разработку современной военной техники и вооружений. В соответствии с этим документом денежные гранты в размере 20 тысяч рублей в месяц будут выплачиваться специалистам, имеющим особые заслуги в разработке военной техники и вооружений.

Однако в целом российская экономика, несмотря на определенные успехи по некоторым нашим направлениям, все-таки продолжает оставаться преимущественно сырьевой. А наша страна занимает менее одного процента глобального рынка наукоемкой продукции.

Мы накопили колоссальный научный потенциал, имеем подготовленные кадры и перспективные заделы практически по всему спектру современных технологий. Но этим естественным конкурентным преимуществом, которое создавалось несколькими поколениями ученых и конструкторов, мы еще эффективно пользоваться не умеем.

Ключевая проблема в том, что научные открытия и изобретения у нас так и не становятся работающим капиталом, они не вызывают делового интереса у отечественных инвесторов, не приносят значимого дохода их авторам. И при этом значительная часть финансируемой из госбюджета науки все еще существует вне современных экономических и правовых отношений.

Между тем невостребованная наука – это неэффективно растрачиваемые государственные средства, это реальная угроза для национальной безопасности России, угроза оказаться на обочине мирового технологического развития, со статусом сырьевого донора развитых стран.

Вы знаете: развитые экономики мира развиваются сегодня именно за счет постоянного совершенствования услуг и технологий. Достаточно сказать, что больше половины прироста ВВП таких стран, как США, Япония, Федеративная Республика Германия, обеспечивается новыми технологическими решениями. Такие экономики более устойчивы, они обладают долгосрочными конкурентными преимуществами. Они диверсифицированы, а значит – перспективны и стабильны. И только подобная экономика позволит нам завоевать достойное место на глобальном рынке.

Инновационный прорыв для современной России – это реальное слагаемое быстрой модернизации страны. Путь повышения качества жизни людей и конкурентоспособности экономики. Инновационная политика должна быть одним из наших самых приоритетных национальных проектов. И потому, как любой проект, она перед запуском должна быть хорошо проработана.

В связи с этим хотел бы обозначить несколько принципиальных моментов. Прежде всего мы не должны рассматривать инновационную политику только как однозначный выбор и поддержку государством ограниченного круга научно-технологических проектов или отраслей экономики.

Напротив – следует предусмотреть формирование принципиально новых отношений науки, бизнеса и государства. Отношений, в которых разделение полномочий, ответственности и рисков происходит на всех этапах инновационного процесса – от научной идеи до конечного продукта. И в этой связи инновационная сфера потребует от нас и нового качества как государственного, так и корпоративного управления.

В рамках инновационной политики нам предстоит также отстроить адекватную инфраструктуру, включая все необходимые управленческие, правовые и институциональные элементы. Иначе нам не создать технологический коридор от научного открытия до рыночного продукта.

При этом понадобятся четкие критерии в определении приоритетов инновационной политики. Также понадобится долгосрочный прогноз инновационного развития как российской экономики, так и мировой. Без этого не определить, где пересекаются накопленный в России интеллектуально-технологический капитал и тенденции мировых рынков.

Кроме того, нужно оптимизировать гражданско-правовой оборот интеллектуальной собственности, создать реальный механизм мотивации для научных коллективов и ученых. Существующая правовая неопределенность пока не обеспечивает интересы государства, самих ученых и научных учреждений, отпугивает от инновационных инвестиций и частный бизнес.

В этой связи нужно ускорить внесение в Государственную Думу соответствующих законопроектов, включая завершающую часть Гражданского кодекса, посвященную интеллектуальной собственности. В том числе – устанавливающих баланс интересов в правах на интеллектуальную собственность между государством, научными организациями и самими разработчиками.

И, наконец, последнее. Нам необходимо четко знать, какими правовыми, финансовыми и организационными ресурсами для осуществления инновационной политики мы располагаем сегодня и какие из механизмов ее стимулирования еще предстоит отстроить как в государственном, так и в частном секторах.

Хотел бы подчеркнуть: сейчас на государстве лежит основная ответственность за формирование и развитие современной научной среды. И именно за подготовку кадров, финансирование перспективных фундаментальных и многих прикладных исследований.

Опираясь на наши возросшие экономические возможности, мы уже начали наращивать государственные вложения в эти области. Однако необходимо продумать и эффективные формы государственного стимулирования инновационной деятельности в частном секторе.

Нужно смелее отказываться от уже изживших себя форм преференций. Разумной альтернативой здесь остается максимальное предоставление экономической свободы при создании благоприятных условий конкуренции. В том числе за счет развития системы страхования, венчурного финансирования, международной технологической кооперации, а также активного дипломатического сопровождения российских разработчиков и инновационных компаний на международном рынке.

Я, конечно, обозначил лишь часть тем на сегодняшнее обсуждение. Уверен, что оно будет интересным, и я хочу предоставить слово заместителю Председателя Правительства Борису Сергеевичу Алешину.

 
Индекс Цитирования Яndex Rambler's Top100
дизайн, программирование: Присяжный А.В.