ИНВУР - информационное агенство

Инновационный портал
Уральского Федерального округа

Наши проекты:


  
Расширенный поиск

подписка

Subscribe.Ru
Новости сайта инновационный портал УрФО
Рассылки@Mail.ru
Новости инноваций. Рассылка инновационного портала УрФО
 
важно!
 
полезно!
курсы веб-дизайна в Минске
награды
 
 
 
 
 

партнеры
Официальный портал Уральского Федерального округа
Официальный портал
Уральского Федерального округа
Межрегиональный некоммерческий фонд наукоемких технологий и инвестиций
Межрегиональный некоммерческий фонд наукоемких технологий и инвестиций

Ежедневная газета ''Новости Сочи''.
Ежедневная газета
''Новости Сочи''
 
Институт Экономики УрО РАН
Инновации

» Наши партнеры »


Сейчас на сайте:
30 чел.

Сотрудничество



>>к оглавлению

Деньги любят тишину»огл.

Но при этом должны эффективно работать на экономику»огл.

Сергей ПАРФЕНОВ

 

ЕКАТЕРИНБУРГ. В резиденции уральского полпреда прошло заседание Консультативного Совета по иностранным инвестициям при полномочном представителе Президента России в Уральском федеральном округе с участием послов РФ, представляющих российские интересы в Таджикистане, Узбекистане, Союзе Мьянмы (бывшая Бирма) и на Филиппинах, а также консула Украины в УрФО.

 

Участники заседания обсудили итоги работы Уральского округа в сфере международной и внешнеэкономической деятельности в первом полугодии 2004 г. и практику взаимодействия субъектов Российской Федерации с дипломатическими представительствами РФ за рубежом. Председательствовал на Совете заместитель полпреда Виктор Басаргин.

Приветствуя членов Совета и гостей, Виктор Басаргин отметил, что установившаяся в России политическая стабильность создала объективные предпосылки для устойчивого экономического развития. А значит — и для сотрудничества с зарубежными партнерами.

Как известно, 26 мая 2004 года президент страны выступил с  Посланием Федеральному Собранию РФ, в котором еще раз настойчиво поставил перед российским обществом ближайшую цель развития -  обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение конкурентоспособности государства.

Уральскому федеральному округу также предстоит внести существенный вклад в решение этих задач. Благо, экономика УрФО сейчас на подъеме. Так, за 5 месяцев 2004 года темпы роста физического объема  производства промышленной продукции составили 109,3% к соответствующему периоду 2003 г. Между прочим, это на 2,3 процентных пункта выше, чем в среднем по России. Подъем производства отмечается во всех субъектах Федерации, входящих в округ. Доля же УрФО в общероссийском  объеме промышленного производства возросла с 19,3% по итогам 2003 г. до 20,7 % в январе-мае нынешнего года.

Успешно развиваются, однако, не только промышленность, но и другие сектора экономики. На 18%, например, ускорились темпы роста жилищного строительства, грузооборот транспорта увеличился на 7,7%, объем предоставленных услуг связи - на 50%. А доля Уральского федерального округа в общем объеме поступлений в федеральный бюджет достигла 30%!

Благодаря этому отмечен и рост благосостояния граждан. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в субъектах снизилась до 22,9% против 28,9%  в I квартале 2003 г. 

Сейчас перед регионами ставится задача - как минимум, удержать набранные скорость и темпы. Поэтому в округе уделяется особое внимание такой важной составляющей, как интеграция предприятий и территорий в мировую экономику. А индикатор успешности этих процессов - динамика объемов внешней торговли и иностранных инвестиций.

Внешняя торголя - один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики УрФО. Внешнеторговый оборот в 2003 г. вырос по сравнению с 2002 г. на 22% и составил 32,2 млрд. долларов США. Между прочим, это максимальное значение за весь постсоветский период!

Экспорт по-прежнему растет у нас опережающими темпами. За 2003 год он увеличился на 23,5%, а импорт - на 17,2%. Сальдо торговли положительное - 27,1 млрд. долларов США. Это самый высокий результат среди федеральных округов России - более 35% от общей суммы сальдо торгового баланса страны.

Подчеркнем, что этот результат достигнут не только за счет благоприятной конъюнктуры, но роста физического объема торговли.

Особого внимания при этом заслуживает рост товарооборота с нашими ближайшими партнерами - странами СНГ. Так, если товарооборот с другими государствами вырос в 2003 г. на 18%, то со странами Содружества - на 44%.

Благоприятные тенденции сохраняются и нынче г. По всей видимости, в I полугодии 2004 г. внешнеторговый оборот Уральского федерального округа превысит 17 млрд. долларов США.

Что, однако, бросается в глаза? Не удалось, увы, добиться существенного сдвига в структуре внешней торговли. Товарные группы, преобладающие в импорте и экспорте, остались прежними. Поэтому наш сегодняшний стратегический приоритет здесь – «облагораживание» структуры экспорта, выход на поставку конечной продукции, высоких переделов, а не только сырья.

Важный фактор движения вперед – привлечение иностранных инвестиций. 2003 год в этом плане оказался рекордным для экономики Уральского федерального округа, зарубежные вливания достигли 5,564 млрд. долларов.

Однако в I квартале текущего года (и это случилось впервые за последнее время) было зафиксировано сокращение иностранных инвестиций в экономику УрФО – приток их составил 386,2 млн. долларов США, это всего 48,9% от суммы, вложенной за аналогичный период 2003 г. Причем существенный спад отмечен во всех субъектах, за исключением юга Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа. А особенно сильное снижение произошло в Челябинской и Свердловской областях (соответственно на 70,5% и 66,8%), в Ханты-Мансийском автономном округе (на 73,1%).

В причинах «охлаждения» зарубежных инвесторов еще предстоит разобраться, но справедливости ради отметим, что такая тенденция нынче характерна для всей Российской Федерации. Тем более, что традиционно объем иностранных вложений нарастает в течение года, что еще сохраняет надежду на исправление ситуации.

Что касается стран, осуществивших значительные инвестиции в экономику федерального округа, то крупных изменений тут не произошло - это Германия, Нидерланды, Кипр, Швейцария, США и Казахстан. 

В то же время, качественный состав иностранных инвестиций заметно улучшился. Радует, что резко возросла доля прямых инвестиций. Этот результат достигнут за счет Тюменской области, Ханты-Мансийского и особенно Ямало-Ненецкого автономного округов, где доля прямых поступлений составила 98,8% от общего притока зарубежного капитала.

Еще один плюс: впервые за время существования УрФО доля прямых инвестиций превысила средний для страны показатель - 30,2%. Как говорится, и здесь мы впереди России всей!

Аналитики также отмечают рост вложений в отрасли, специализирующиеся на продукции более высокого передела. Скажем, если в 2003 г. большая часть инвестиций поступила (что неудивительно) на предприятия топливной промышленности, то сейчас основной объем вложений приходится на черную и цветную металлургию.

Тем не менее в целом ситуация с иностранными инвестициями пока неоднозначная. Требовались какое-то оперативное вмешательство, энергичные действия, четкое понимание всей картины происходящего. Поэтому аппарат уральского полпреда провел тщательный анализ работы субъектов Федерации, входящих в УрФО, в области международной и внешнеэкономической деятельности. И что же он показал?

Оказалось, что наиболее успешно и интенсивно развиваются отношения с теми странами, которые уже имеют свои дипломатические представительства на территории Уральского округа.

 Во-вторых, процесс формирования благоприятного делового климата в субъектах Федерации идет весьма неравномерно, поэтому иностранные инвестиции идут в регионы, где органы власти занимают активную позицию, используют новые методы и подходы к работе, изыскивают нестандартные формы сотрудничества.

Выяснилось также, что при планировании международных мероприятий имеют место непрофессиональная самодеятельность, несогласованность действий как между территориями, так и в пределах одного субъекта, между органами государственной власти областей и автономных округов и муниципальными образованиями. Часто регионы, словно соревнуясь или желая «насолить» друг другу, за короткий промежуток времени посещают одни и те же страны, участвуют в одних и тех же мероприятиях.

 Конечно, этим отношениям не придает динамизма и отсутствие единой окружной автоматизированной информационной системы по международной и внешнеэкономической деятельности. Недостаточно эффективен, надо признать, и Центр делового сотрудничества УрФО, призванный стать организацией, действующей по принципу «одного окна» и т.д..

Очевидно, что в столь важной и деликатной сфере сегодня необходимы куда более целенаправленные и согласованные действия на межрегиональном уровне, так сказать - в ключе государственной политики.

 

МИД уполномочен заявить…»огл.

 

Как же организована работа аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе по координации международной и внешнеэкономической деятельности субъектов, входящих в УрФО?

Говоря сугубо протокольным языком, в 2004 году аппаратом уральского полпреда были проведены соответствующие тематические совещания с руководителями органов исполнительной власти субъектов Федерации, дипломатических миссий, состоялись переговоры с представителями иностранного дипломатического корпуса, министерств и общественно-политических организаций, промышленных предприятий (23 встречи).

Но главным направлением работы оставались, конечно же, совершенно практические действия по укреплению международных связей, представлению возможностей Уральского федерального округа потенциальным деловым партнерам. Основные направления – страны СНГ, Евросоюза, Азиатско-Тихоокеанского региона, США.

Возьмем отношения с Японией. В послании главы государства Федеральному Собранию эта страна наряду с США, Китаем и Индией была названа в числе крупнейших партнеров России, с которыми Россия будет развивать ближайший и долгосрочный политико-экономический диалог.

В рамках состоявшегося 1-6 февраля 2004 г. визита делегации федерального округа в Страну восходящего солнца была проведена презентация экономического потенциала УрФО, организованная совместно с Японо-Российским комитетом по экономическому сотрудничеству при поддержке Японской ассоциации по торговле с Россией и Восточной Европой РОТОБО, а также с помощью Японской организацией содействия развитию внешней торговли ДЖЕТРО и Посольства Российской Федерации в Японии.

Цель визита была ясна с самого начала – способствовать наполнению достигнутых на высшем уровне политических договоренностей, в том числе японо-российского плана действий, конкретными внешнеэкономическими связями, включая развитие сотрудничества между субъектами Федерации и префектурами Японии на межрегиональном уровне.

В ходе этого визита уральским полпредом проведена целая серия встреч и интенсивных переговоров с высокопоставленными лицами Правительства Японии, главами префектур, представителями деловых кругов. Важные деловые встречи провели и участники делегации: главы субъектов Федерации, входящих в Уральский округ, представители профильных для округа отраслей экономики, бизнес-элита.

В итоге между предприятиями УрФО и Японии было заключено более 30 соглашений, а прогнозируемый инвестиционный пакет составит около 1 миллиарда долларов. В частности, подписаны соглашения между компаниями “Мицубиси” и ОАО “Нижнетагильский металлургический комбинат”; между ОАО "Уралсвязьинформ” и NEC Corporation; ОАО «Челябинский тракторный завод – Уралтрак» и компанией «Комацу».

Главное, что удалось установить современный конструктивный контакт с японскими партнерами, этот процесс получил поддержку не только в деловых, но и в политических кругах Японии. Высокая оценка результатов состоявшегося визита была дана и в ходе 7-го совместного заседания Российско-японского и Японо-российского комитетов по экономическому сотрудничеству его председателем г-ном К.Андзаем.

При этом стороны решили не смаковать наметившийся прорыв в отношениях, не растягивать во времени реализацию достигнутых договоренностей. И уже 23-25 апреля 2004 года состоялся ответный визит в УрФО делегации Японо-Российского комитета по экономическому сотрудничеству во главе с председателем подкомитета по транспорту г-ном Хори и председателем подкомитета по нефти и природному газу г-ном Яги.

В ходе визита в Екатеринбурге прошли Российско-Японский бизнес-форум и совместное расширенное заседание Совета банковского сектора УрФО и Японо-Российского комитета по экономическому сотрудничеству.

Совместная работа удалась. Японской стороной было выражено желание расширить деловое присутствие страны в Уральском федеральном округе. Руководитель делегации г-н Хори по итогам визита подчеркнул, что отныне будет широко пропагандировать в Японии возможности использования Транссибирской магистрали.

Но не только. В продолжение контактов 2-3 июня состоялся визит представителей Японской ассоциации по торговле с Россией и Восточной Европой РОТОБО в Тюменскую область, которую возглвлял президентом Ассоциации РОТОБО г-н Тасуку Такагаки.

Ведётся активная работа и по другим направлениям. В частности, по реализации плана действий, принятого по итогам ппрошлогоднего визита официальной делегации Уральского федерального округа во Францию.

Так, в конце мая 2004 года состоялся визит в УрФО делегации Движения французских предпринимателей («МЕДЕФ») во главе с Послом Французской республики в Российской Федерации г-ном Кадэ и вице-президентом «МЕДЕФ-Интернасьональ» г-ном Даренном.

В ходе состоявшегося совместно с французской делегацией заседания Консультативного Совета по иностранным инвестициям были достигнуты конкретные договоренности об эффективном использования имеющегося на Урале потенциала, проанализирован ход реализации договоренностей, достигнутых в ходе визита делегации УрФО во Францию.

В частности, стороны отметили, как успех, завершение процедуры приобретения контрольного пакета (75 % + 1 акция) ОАО «Кургандрожжи» французской компанией «Лесаффр», что стало самым крупным иностранным инвестиционным вложением в экономику Курганской области за период российских экономических реформ.

Безусловно, анализ практики проведения презентаций Уральского федерального округа в иностранных государствах, показал их высокую эффективность. Образно говоря, мы открываем себя цивилизованному миру. Сравним: если в 2000 г. на  долю стран, где впоследствии состоялись презентации округа, приходилось лишь 16% всех иностранных инвестиций в экономику УрФО, то в настоящее время – уже 67%. В абсолютных цифрах инвестиции из этих стран (Австрии, Великобритании, Германии, Франции и Японии) за данный период выросли более чем в 7 раз!

Сегодня уже и МИД России рассматривает презентации инвестиционных возможностей субъектов Федерации в окружном формате как одну из новых, наиболее эффективных и перспективных форм налаживания сотрудничества с зарубежными партнерами.

И не случайно, что в настоящее время прорабатывается вопрос о возможности и целесообразности проведения презентаций Уральского федерального округа в США, Китае и Республике Корея.

При этом общение с зарубежными партнерами может стать еще более успешным, если максимально использовать богатый опыт специалистов, представляющих Российскую Федерацию за рубежом. 

А такая практика работы с дипломатическими миссиями у уральцев уже имеется. В процессе формирования планов работы УрФО обычно исходит из позиции МИД России по вопросу развития отношений с конкретными государствами. Заручившись поддержкой внешнеполитического ведомства страны, целесообразность проведения зарубежных визитов в обязательном порядке согласовывается с Президентом России. После чего, собственно, начинается непосредственная работа по подготовке зарубежного визита и взаимодействие с нашими дипломатическими миссиями.

Следует учесть, что аппарат уральского полпреда при этом выступает в роли координирующего звена - с одной стороны, между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, входящих в УрФО; между отдельными крупнейшими представителями деловых кругов и объединенными в различные союзы и совещательные органы промышленников, предпринимателей в окружном формате (ТПП, РСПП и  др.). С другой стороны, аппарат полномочного представителя президента обеспечивает комплексное взаимодействие с дипломатическими миссиями Российской Федерации за рубежом, иностранными дипломатическими миссиями, расположенными в России, а также Торговыми представительствами Российской Федерации и крупнейшими объединениями деловых кругов за границей.

И эффект, повторимся, уже налицо.

 

Курица – не птица, Мьянма – не заграница?»огл.

 

Безусловно, на руку инвестиционным процессам и то обстоятельство, что в УрФО не первый год действует представительство российского МИДа (подобные структуры есть еще в двух федеральных округах). И все субъекты РФ у нашего представительства вызывают одинаковый интерес. А тут действительно немало любопытного. Скажем, Свердловская область сильна своими интеграционными связями со странами СНГ. Югра выстроила крепкие контакты с заграницей по линии гуманитарного сотрудничества, сохранения этноса малых народов Севера. Южный Урал «положил глаз» на Южную Америку…

Все хорошо. Беда в том, что территориальная самодеятельность, местечковый эгоизм, плохое информационное взаимодействие, как уже отмечалось выше, частенько вредят общему делу. Так, представительство МИДа в УрФО проанализировало 182 подписанных за последние 4 года субъектами Федерации международных соглашений. Сплошь и рядом – дублирование действий. И почти отсутствует в документах какая-либо работа с местными диаспорами, соотечественниками, приграничное сотрудничество и другие важные вещи. К тому же Минюст России, по большому счету, не признает юридическую силу таких соглашений.

А стоит ли пренебрегать инвестиционными презентациями, игнорировать окружную структуру и упорно идти «своим путем», если только после визита делегации УрФО во Францию, в результате достигнутых там договоренностей приток капитала из этой страны в экономику округа, по словам посла по особым поручениям Анатолия Ашихмина,  увеличился в 22 раза!

Представительство МИДа РФ, на наш взгляд, предлагает еще одну здравую идею – устроить очень масштабную и серьезную презентацию «Инвестируй в Уральский федеральный округ!» непосредственно в Москве, где сосредоточены практически все иностранные дипломатические миссии. Эдак одним махом можно сразу «убить сотню зайцев»!

А пока что получается? Всяк действует на свой страх и риск.

Внешнеторговый оборот Свердловской области в прошлом году вырос на 9,3 % и достиг 4,4 миллиарда долларов. Ожидания 2004 года – 5,5 миллиарда. Но даже министр международных и внешнеэкономических связей правительства Среднего Урала Виктор Кокшаров признает, что развитию ситуации во многом способствует благоприятная экономическая конъюнктура – спрос на металл растет.

То же и с инвестициями. В 2003 году свердловчане привлекли 3,3 миллиарда долларов, нынче рассчитывают на 4 миллиарда (включая, правда, и собственные источники). Причем свой взор уральский бизнес все пристальней поворачивает в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, где сегодня идет (особенно в Китае) синхронизированный экономический рост. Да и мир, что немаловажно, поворачивается лицом к России. Показательный пример: в этом году появились прямые воздушные мосты, связавшие Екатеринбург с Лондоном, Прагой, Будапештом, а в скором времени к ним присоединится Хельсинки. Зарубежные компании смело приходят на Урал - развивают туризм, гостиничный бизнес, создают совместные предприятия. И этот момент ни в коем случае нельзя упустить!

По крайней мере, внешнеторговый оборот Среднего Урала со странами СНГ и Азии в 2003 году вырос на 23 %. Нынешние приоритеты – Украина, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Индия и Китай. Неплохие перспективы просматриваются во взаимоотношениях с Киргизией и Таджикистаном. Из стран Запада – с Германией и Великобританией, которые являются признанными поставщиками инвестиций и высоких технологий. А все вместе взятое дает «зеленый свет» для межрегиональной и межгосударственной кооперации, активной торговли, притоку иностранного капитала.

Оживление инвестиционно-экономического развития – ключевой вопрос дня. Ведь «на носу» - вступление России в ВТО. Значит, в оставшееся время надо как можно активнее привлекать ресурсы и переоснащать экономику. Философия тут проста: кто опоздает – тот пропадет!

Грозит ли это, скажем, Ханты-Мансийскому автономному округу?

С одной стороны, это крупнейший российский донор и основной поставщик нефти (более 60 %), обладатель мощного лесопромышленного комплекса (12 % отечественных запасов), неплохих природных кладовых газа, других полезных ископаемых.

С другой стороны – моноотраслевая структура экономики. Внешнеторговый оборот Югры, по оценкам, в 2004 году составит 7,7 миллиарда долларов США, в том числе за счет экспорта нефти – 99 %. Главные поставщики «черного золота» - ЛУКойл, ОАО «Сургнефтегаз», «Сибнефть», ТНК и «Славнефть». Партнеров в СНГ у них практически нет. И хотя в ХМАО сегодня зарегистрированы 150 предприятий с иностранным капиталом, работают 20 представительств зарубежных фирм, объем ивестиций нынче по сравнению с 2003 годом снизился на 19 %. И это при том, что 84 % зарубежных вливаний приносит могучий ТЭК.

Слава Богу, правительство округа взяло курс на диверсификацию окружной экономики. Кредитный рейтинг ХМАО стабильный. В так называемой «Визитной карточке Ханты-Мансийского автономного округа» имеется немало симпатичных инвестиционных проектов, связанных с развитием горнодобывающей промышленности, ЛПК, туризма, различных услуг.

Нынче здесь впервые побывали торговые миссии из Германии, Польши, Чехии и Словакии. ХМАО был широко представлен на сельскохозяйственной выставке в Берлине. В Страсбурге (Франция) в рамках Совета Европы состоялась общая презентация Югры, а на экономическом формуе в Баден-Бадене (Германия) – ее инвестиционная программа. Активное сотрудничество уже налажено с Финляндией и Беларусью. А многое еще предстоит сделать, в чем, полагают местные власти, помогут традиционные международные выставки по энергосбережению, нефти и газу, проходящие в Ханты-Мансийске, Сургуте и других городах. Усилению экономических контактов и связей с «большим» миром должен помочь и новый автодорожный мост через Иртыш, который свяжет Запад и Восток в сентябре этого года. Но нормальный инвестиционный климат, по большому счету, здесь еще предстоит создавать.

А возьмем Южный Урал. С начала года рост промышленности в регионе составил 5,2 %, а внешнеторговый оборот – аж 56,8 %! Причем экспорт поднял планку на 50 %, а импорт (что связано главным образом с закупкой иноземного сырья) вырос на 80 %.

Теперь попробуем проанализировать структуру челябинского экспорта. Он довольно бесхитростен – машиностроение, черная и цветная металлургия. Среди экспортеров – знакомые все лица: Магнитогорский металлургический комбинат, ЧТЗ, «Мечел», «Карабашмедь», комбинат «Магнезит», Троицкая ГЭС, «УралАЗ»…И чтобы расширить рынки сбыта, привлечь иностранные заемные средства, местный бизнес смотрит уже не только через Атлантику, но и вокруг себя. Наибольший интерес, понятно, вызывают прямые инвестиции. В 2004 году, например, челябинцам предстоит совершить несколько ответственных миссий в Китай, Чехию,США, Словению, Японию, Казахстан, Швецию, Индию, Венгрию. Пробовали сунуться и поближе – к бывшим «братьям» по СССР, но в Узбекситане и Таджикистане оказалось столько бюрократических барьеров, юридических проблем, что реальные экономические потери отбили у уральцев всякий предпринимательский запал. Вести там бизнес оказалось очень рискованно.

Подобные опасения властей, деловых кругов УрФО во многом подтвердили и специально приехавшие в Екатеринбург чрезвычайные и полномочные послы Российской Федерации Фарид Мухаметшин (Узбекистан), Максим Пешков (Таджикистан), Олег Кабанов (Союз Мьянмы) и Анатолий Небогатов (Республика Филиппины).

Суммируя сказанное ими, можно, конечно, найти и притягательные сферы бизнеса, отрасли экономики, отдельные предприятия, которые просто ждут российских предпринимателей, а также их инвестиций. Это, например, военно-техническое сотрудничество (поставки военной техники и вооружений), нефтегазовая, горнодобывающая, алюминиевая и авиационная промышленность, черная металлургия, гидроэлектроэнергетика, ядерные исследования, судоходство, образование, сельское хозяйство, туризм, охота…

Однако прежде, чем развивать в этих странах крупный бизнес, инвестировать местную экономику, налаживать торговые отношения, российские регионы, финансово-промышленные группы и компании должны сперва все хорошенько взвесить и обмозговать.

Серьезные минусы – неустойчивая политическая обстановка, сепаратизм, почти стопроцентная коррупция, казнокрадство, хрупкость правовых гарантий. Добавьте сюда же неконвертируемость ряда национальных валют, отсутствие реальных денег и «черный рынок». А кое-где вдобавок все еще ведутся военные действия! Плюс трудовая миграфия, мощный наркотраффик…

С другой стороны, не вкладывая в указанные регионы денег, ты никогда не будешь здесь желанным. По крайней мере, что-то продать этим странам или построить, не дав сначала кредит, никак не получится! Уж таков местный менталитет. А ведь Азиатско-Тихоокеанский рынок очень перспективен, за ним будущее. И если «Газпром», «Лукойл» смело идут пока лишь в Узбекистан (сегодня здесь действует порядка 600 совместных с Россией предприятий), то Китай, Индия, США, Англия и Тайвань в Юго-Восточной Азии, как информирую послы, практически все уже «разобрали». Это мощные конкуренты, и справиться с ними в будущем будет очень непросто.

Вот и гадайте, в какой руке рубль?!

Фонд поддержки
стратегических исследований и инвестиций
Уральского федерального округа

ОГЛАВЛЕНИЕ

Деньги любят тишину

Но при этом должны эффективно работать на экономику

МИД уполномочен заявить…

Курица – не птица, Мьянма – не заграница?

 
Индекс Цитирования Яndex Rambler's Top100
дизайн, программирование: Присяжный А.В.